Материал довольно депрессивный, если у вас хорошее настроение, отложите прочтение на потом.
Пару недель назад за ужином супруга начала разговор с весьма необычной фразы: «Всё, я так больше не могу – мы копим на машину».
Вообще в Калининграде покупка личного автомобиля не является чем-то сверхъестественным, но последние лет семь наше семейство всем составом передвигалось по городу пешком, на самокатах, велосипедах, в общественном транспорте, или очень-очень редко на такси. Теоретически городское планирование и развитие современной транспортной инфраструктуры должно подталкивать людей отказываться от персонального автомобиля в пользу альтернативы, не создающей пробку, однако у нас получается совсем наоборот.
Подготовка к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году вводила город в состояние эйфории – тут фасады реставрируют, тут дорогу новую укладывают, здесь плитка, здесь знаки новые. Все были в предвкушении полного преображения города, однако, на всё ресурсов не хватило, поэтому когда Чемпионат прошёл, жители не самых центральных частей города обнаружили, что изменения не сильно-то и коснулись их жизни. Надежды ушли, а ощущение повседневности вернулось. Особенно в бывшем Балтрайоне.
Большинство людей уже к этому привыкло, но выезд со двора даже на машине с приличной подвеской напоминает слалом со сложностью Олимпийских игр.
Про проезд на велосипеде или электросамокате я вообще молчу. Некоторые препятствия сложно описать словами: это вроде бы и не яма, и не разлом, и не просадка дороги, и одновременно всё вышеперечисленное. Что бы это ни было, вряд оно ли соответствует какому-либо ГОСТ-у.
В некоторые «неровности» в 2010 году перед открытием ТЦ «Южный» была бережно уложена плитка. Проблему, конечно же, это не решает, причем ни транспортную, ни эстетическую.
Едем дальше по маршруту «на работу». Улица Инженерная, она уже чуть ближе к центру, но как видно не вооруженным глазом, это её не спасает.
Такая ситуация здесь тоже приблизительно с 2010 года (а может и дольше), при том что очень большое количество жителей окрестных районов начинает обходить утреннюю пробку с этого места.
Не надо быть транспортным инженером, чтобы понять, что в этом месте что-то пошло не так. Просто обратите внимание на структуру пешеходной плоскости: половина состоит из разбитого тротуара, а половина из вытоптанной почвы. При это люди предпочитают ходить по стороне, которая дальше от проезжей части: дальше от машин – больше ощущения безопасности, в дождь меньше шансов, что тебя обрызгают, плюс по ровной земле идти более комфортно, чем по неровному асфальту.
Говорят, что велосипедизация оздоровляет транспортную систему города. Пока только говорят, но осознание этого участникам дорожного движения ещё не пришло.
Проехать на велосипеде утром в центр, не спешиваться и не выехать на тротуар – задача почти нереальная. Вот, собственно, и первое действительно опасное для велосипедиста место по дороге на работу – мост над железной дорогой на Киевской.
Правила дорожного движения фактически обязывают взрослых велосипедистов ехать по проезжей части, но тут слишком высокие отбойники и нет возможности для манёвра или остановки, а вы уже видели, что водители автобусов в узких местах имеют обыкновение не следить за габаритами. В час пик тут нужно идти пешком, а в остальное время опасаться, что тебя впечатает в ограждение обгоняющий автобус.
Но если вот так подумать, то ширина пешеходной части моста позволяет сделать безопасную велосипедную дорожку с каждой стороны с помощью всего четырёх знаков, ведра краски и дорожного рабочего, умеющего занижать бордюры.
Я знаю, что в меня сейчас полетят булыжники, но на мой взгляд, брусчатка – не самое лучшее дорожное покрытие, и она должна оставаться только в тех местах города, где является частью архитектурной композиции места. Я уже лет пять пытаюсь придумать логичное оправдание тому, почему её здесь оставили, и что она здесь дополняет. В данном ракурсе асфальт смотрелся бы не хуже.
Кто-то может возразить, что тут на перекрёстке есть объекты культурного наследия, а брусчатка идёт в композиции именно с этой стороной улицы.
Допускаю такой вариант, но если калининградцы рассчитывают, что в этом месте туристы будут ходить и любоваться архитектурой, то почему у здания такой неухоженный фасад?
Да, и ещё, Южный вокзал – одно из главных мест притяжения в городе. Именно оттуда по области разъезжаются туристы, причём не важно, что они решили посетить: танцующий лес на Куршской Косе, пляж с голубым флагом в Янтарном или вело-байдарочный маршрут в Озёрске. К этому месту пешеходные пути должны выглядеть идеально, чтобы по ним можно было без труда прогуляться с чемоданом на колёсиках.
Не уверен, что именно обозначает этот знак в контексте данного места, но я бы такие знаки ставил по пути из Московского района в центр после каждого перекрёстка. Можно кое-где снизу подписывать «... — Жизнь», тогда вообще можно всё организовать по госзакупке от минздрава (если вы понимаете, о чём я).
Едем дальше в центр. Никогда не замечали, что пешеходный переход напротив Атлантики упирается в клумбу? Причём между клумбой и «зеброй» лежит тактильная плитка для слабовидящих, то есть это часть безбарьерной среды.
Небольшое лирическое отступление: недавно я посчитал, что в Калининграде в среднем более 150 дней в году выпадают осадки. Не давать скапливаться этим осадкам на дороге – первоочередная задача ливнёвок.
К слову, в продольное отверстие свободно входит резина шириной 25 миллиметров, очень распространённая среди шоссейных велосипедов. Попадание колеса велосипеда в такое отверстие на скорости более 20 километров в час – почти стопроцентная черепно-мозговая травма от удара головой об отбойник. Но кому это интересно? Стоит заикнуться об этом в администрации, как тебе на автомате выдадут всё то же клише: «Шоссейный велосипед – это как спорткар у автомобилей, мы же не обязаны проектировать улицы для Lamborghini». А почему нет-то?
Вряд ли я сейчас открою какую-то страшную тайну, что с эстакадного моста открывается прекрасный вид на воду, причём в обе стороны. Туристы и местные выкладывают отсюда в социальные сети стони фотографий ежедневно. Было бы здорово, если бы создавалось впечатление, что за мостом следят, а не ждут, пока он проржавеет и развалится.
Хоть решётка в данном случае и уложена перпендикулярно направлению движения, тот факт, что она утоплена на 7 сантиметров ниже уровня дорожного полотна и не имеет пологих краёв, может стоить велосипедисту пробитой камеры. Это для Калининграда, к сожалению, нормальная практика.
Мне, как велосипедисту, очень жаль, что в России в XXI веке вдруг появилась необходимость в установке таких заборов. И с эстетической точки зрения они не очень радуют, и в заторе я не могу просто в любом месте слезть с велосипеда и стать пешеходом. Да и вообще, некоторое ощущение свободы передвижения они отнимают, сейчас это актуальная тема. Мне кажется, что в этом направлении нужно подумать основательнее, глубже изучить опыт других городов, ведь наверняка есть и другие форматы ограждения автомобилистов от кидающихся под колёса пешеходов. Наглядная городская навигация и продуманная система пешеходных переходов, к примеру.
Всё, мы в центре – конец пути. На парковке перед администрацией ажиотажа не наблюдается. Однако радует, что несмотря на холодную погоду, хотя бы несколько сотрудников мэрии делают калининградские пробки на пару машин короче.
Видите, город навязывает нам покупку личного автомобиля, даже если реальной необходимости в нём нет. Быть пешеходом – сомнительное удовольствие, а велосипедистом – вообще стресс и экстрим.
Да, скоро появятся перехватывающие парковки и даже первая велосипедная полоса, но создаётся впечатление, что чаще всего что-то нужное делают просто, чтобы делать, не вникая в причинно-следственные связи. Положительного эффекта в таком случае нет, одно раздражение.
Сложно оценить, когда расширение города в такой парадигме превратит 9-бальные пробки в Калининграде в 10-бальные, но мне кажется, что такими темпами ждать осталось не долго. Если мы все останемся равнодушными, точно не долго.