Найти тему
Книги. Издательство АСТ

В чём проблемы «Ведьмака» от Netflix?

Оглавление

Как вы уже знаете, реакция критиков на новый проект стримингового канала оказалась не особо радостной. Совокупный рейтинг на Rotten Tomatoes в данный момент стабилизировался на отметке 58%. При этом оценки зрителей варьируют от сдержанно одобрительных до восторженных. Рассказываем почему так вышло.

1. Слишком много «Игры престолов»

Понятно, что сериал делался под освободившуюся нишу проекта Беньоффа и Вайсса. Понятно, что критики поголовно бросились сравнивать экранизацию истории Геральта с культовым продуктом HBO. И, увы, сравнение часто оказывалось не в пользу Netflix.

К примеру, в первой серии есть сцена самоубийства монарха. Она комично копирует точно такую же из «Игры престолов». Но цепляет хуже.

Обнаженкой и оргиями сегодня удивить трудно. Однако в книгах Сапковского это присутствует и авторы «Ведьмака» добросовестно подошли к перенесению упомянутого на экран. Вот только сделали это слабовато. Постельные сцены тоже уступают таковым у HBO.

-3

Не исключено и то, что теперь любая попытка сделать сериал про «сиськи и драконы» в глазах критиков будет автоматически иметь клеймо вторичности.

Еще одна претензия к сериалу сводится к тому, что проект в погоне за упомянутым сериалом HBO сходу задрал планку масштабности, хотя первые две книги Сапковского камерные и уютные. И, возможно, в этом причина того, что вопреки усилиям создателей атмосфера сериала и первых книг сильно отличается.

2. Непоследовательный фансервис

Вроде дело понятное: авторам нельзя было разочаровать ни читателей Сапковского, ни, по возможности, фанатов игр. Как результат мы видим массу деталей, перетянутых в проект оттуда и отсюда.

Вроде бы при прочих равных это должно стать плюсом проекта. Но так просто это не работает. Детали-то есть, вот только внесены они бессистемно и на общую атмосферу работают через раз.

К примеру, Ведьмак из книг ведет тщательную детективную работу прежде чем вступить в бой с монстрами. И редко получает от них даже царапины (подсвечивается, что он профессионал). В сериале же Геральт действует наобум, импровизирует и его постоянно все бьют.

Сюжет многих замечательных рассказов Сапковского порезан и выхолощен ради увеличения хронометража истории двух женских персонажей. Но об этом далее.

Кстати, Лютик здесь очень неплох.
Кстати, Лютик здесь очень неплох.

При этом визуальный канон соблюли дотошно (если не принимать во внимание чернокожего эльфа и прочий мискаст второго-третьего плана — за это сериальщикам имеет смысл выразить уважение.

-5

Однако, в полный рост проявился и побочный эффект такого фансервиса: люди, не знакомые со вселенной, поначалу теряются в обилии персонажей и деталей, которые им предлагают сходу запомнить.

3. Главный герой задвинут на второй план

-6

В первом сезоне чрезмерно выпячены сюжетные арки двух главных женских персонажей. События, о которых у Сапковского сказано буквально парой строк, растянуты на целые серии. Геральт же начинает оказывать серьезное влияние на сюжет лишь где-то к середине сезона.

В рецензиях уже встречаются шутки по поводу переименования «Ведьмака» в «Ведьмочек».

4. Меньшинства, кругом меньшинства

Фанаты давно знали о том, что в сериале будет много чернокожих и азиатских (эти хотя бы теоретически вписываются в литературный канон) актеров, которые в фэнтези-вселенной про стилизованное восточноевропейское средневековье выглядят, разумеется, инородно.

-7

И реагировали фанаты соответственно. Как мы знаем, шоураннер подверглась настоящей травле и даже вынуждена была удалить свой аккаунт из Твиттера.

Упомянутый выше чернокожий эльф.
Упомянутый выше чернокожий эльф.

Однако у создателей сериала все же теплилась надежда, что другие достоинства их продукта нейтрализуют негативный эффект от массированной бомбардировки политкорректностью.

-9

Но, судя по всему, с последней вышел лютый перебор и критика устала с подобным мириться.

-10

И дело вовсе не в том, что у сериала нет серьезных достоинств. Отнюдь.

Генри Кавилл внезапно очень хорош (особенно экшн-сцены). В целом приятное впечатление производит вся команда актеров первого плана. Радовала Йеннифер (Аня Чалотра), которая хоть и юна для книжной, но отлично попала в общее настроение. Все лучшие сцены сериала так или иначе связаны с ней.

-11

Блестяще получился матершинник-краснолюд Ярпен Зигрин (в исполнении Джeрeми Kроуфорда), чего, впрочем, нельзя сказать о его команде.

Еще в «Ведьмаке» есть великолепная музыка и смешные диалоги. Довольно качественно проработан визуальный ряд. Деньги, вложенные в проект, в целом видны.

Бракелонцы тоже сильно отличаются от книжных.  Но выглядят неплохо.
Бракелонцы тоже сильно отличаются от книжных. Но выглядят неплохо.

Вот только меньшинств здесь все равно зашкаливающе много. Буквально половина массовки и персонажей второго плана играется актерами экзотического происхождения. Замаскировать сей факт невозможно (хотя видно, что авторы пытаются). Объяснить отсутствие конфликтов на данной почве в подчеркнуто ксенофобской вымышленной вселенной — тоже.

Это здорово ломает внутреннюю логику мира. И мешает поверить в достоверность происходящего на экране.

5. Костюмы

-13

Тут, как говорится, лучше один раз увидеть.

-14

Кстати, директора по костюмам Тима Аслана, который и несет ответственность за такое вот великолепие нильфгаардцев, уже уволили из проекта и над вторым сезоном он работать не будет. Надеемся, что остальную работу над ошибками авторы тоже со временем проведут.

6. Батальные сцены

Увы, в отличие от великолепной (кроме шуток) хореографии дуэлей, массовые побоища уступают таковым в «Игре престолов». Рубящих пустоту нильфгаардцев не пнул только ленивый. В общем, еще одна область, где Netflix пытался сыграть на поле HBO и проиграл.

Правда, в самом конце сезона зрителя ждет второе сражение и вот тут проявится изюминка «Ведьмака», связанная с участием волшебниц. Получилось в каком-то смысле не хуже битвы за Хогвартс, только злее и реалистичнее.

Вывод

Несмотря на очевидные огрехи дебюта сериал фанатам «зайдет» по причинам мрачной атмосферы (спасибо колористам и авторам музыки), впечатляющих дуэлей, в целом добротной игры актеров, а также огромной россыпи знакомых по книгам деталей*.

*Увы, деталей, идущих вразрез с каноном здесь ничуть не меньше, так что точно будет о чем поспорить с зрителями, которые Сапковского не читали.

А если учесть вероятную работу над ошибками в будущих сезонах, то перспективы у проекта могут оказаться если и не радужными, то не плохими.

Короче, даже в нынешнем состоянии это вполне смотрибельный сериал с отдельными достоинствами. Но да — книги, разумеется, лучше.