Как вы уже знаете, реакция критиков на новый проект стримингового канала оказалась не особо радостной. Совокупный рейтинг на Rotten Tomatoes в данный момент стабилизировался на отметке 58%. При этом оценки зрителей варьируют от сдержанно одобрительных до восторженных. Рассказываем почему так вышло.
1. Слишком много «Игры престолов»
Понятно, что сериал делался под освободившуюся нишу проекта Беньоффа и Вайсса. Понятно, что критики поголовно бросились сравнивать экранизацию истории Геральта с культовым продуктом HBO. И, увы, сравнение часто оказывалось не в пользу Netflix.
К примеру, в первой серии есть сцена самоубийства монарха. Она комично копирует точно такую же из «Игры престолов». Но цепляет хуже.
Обнаженкой и оргиями сегодня удивить трудно. Однако в книгах Сапковского это присутствует и авторы «Ведьмака» добросовестно подошли к перенесению упомянутого на экран. Вот только сделали это слабовато. Постельные сцены тоже уступают таковым у HBO.
Не исключено и то, что теперь любая попытка сделать сериал про «сиськи и драконы» в глазах критиков будет автоматически иметь клеймо вторичности.
Еще одна претензия к сериалу сводится к тому, что проект в погоне за упомянутым сериалом HBO сходу задрал планку масштабности, хотя первые две книги Сапковского камерные и уютные. И, возможно, в этом причина того, что вопреки усилиям создателей атмосфера сериала и первых книг сильно отличается.
2. Непоследовательный фансервис
Вроде дело понятное: авторам нельзя было разочаровать ни читателей Сапковского, ни, по возможности, фанатов игр. Как результат мы видим массу деталей, перетянутых в проект оттуда и отсюда.
Вроде бы при прочих равных это должно стать плюсом проекта. Но так просто это не работает. Детали-то есть, вот только внесены они бессистемно и на общую атмосферу работают через раз.
К примеру, Ведьмак из книг ведет тщательную детективную работу прежде чем вступить в бой с монстрами. И редко получает от них даже царапины (подсвечивается, что он профессионал). В сериале же Геральт действует наобум, импровизирует и его постоянно все бьют.
Сюжет многих замечательных рассказов Сапковского порезан и выхолощен ради увеличения хронометража истории двух женских персонажей. Но об этом далее.
При этом визуальный канон соблюли дотошно (если не принимать во внимание чернокожего эльфа и прочий мискаст второго-третьего плана — за это сериальщикам имеет смысл выразить уважение.
Однако, в полный рост проявился и побочный эффект такого фансервиса: люди, не знакомые со вселенной, поначалу теряются в обилии персонажей и деталей, которые им предлагают сходу запомнить.
3. Главный герой задвинут на второй план
В первом сезоне чрезмерно выпячены сюжетные арки двух главных женских персонажей. События, о которых у Сапковского сказано буквально парой строк, растянуты на целые серии. Геральт же начинает оказывать серьезное влияние на сюжет лишь где-то к середине сезона.
В рецензиях уже встречаются шутки по поводу переименования «Ведьмака» в «Ведьмочек».
4. Меньшинства, кругом меньшинства
Фанаты давно знали о том, что в сериале будет много чернокожих и азиатских (эти хотя бы теоретически вписываются в литературный канон) актеров, которые в фэнтези-вселенной про стилизованное восточноевропейское средневековье выглядят, разумеется, инородно.
И реагировали фанаты соответственно. Как мы знаем, шоураннер подверглась настоящей травле и даже вынуждена была удалить свой аккаунт из Твиттера.
Однако у создателей сериала все же теплилась надежда, что другие достоинства их продукта нейтрализуют негативный эффект от массированной бомбардировки политкорректностью.
Но, судя по всему, с последней вышел лютый перебор и критика устала с подобным мириться.
И дело вовсе не в том, что у сериала нет серьезных достоинств. Отнюдь.
Генри Кавилл внезапно очень хорош (особенно экшн-сцены). В целом приятное впечатление производит вся команда актеров первого плана. Радовала Йеннифер (Аня Чалотра), которая хоть и юна для книжной, но отлично попала в общее настроение. Все лучшие сцены сериала так или иначе связаны с ней.
Блестяще получился матершинник-краснолюд Ярпен Зигрин (в исполнении Джeрeми Kроуфорда), чего, впрочем, нельзя сказать о его команде.
Еще в «Ведьмаке» есть великолепная музыка и смешные диалоги. Довольно качественно проработан визуальный ряд. Деньги, вложенные в проект, в целом видны.
Вот только меньшинств здесь все равно зашкаливающе много. Буквально половина массовки и персонажей второго плана играется актерами экзотического происхождения. Замаскировать сей факт невозможно (хотя видно, что авторы пытаются). Объяснить отсутствие конфликтов на данной почве в подчеркнуто ксенофобской вымышленной вселенной — тоже.
Это здорово ломает внутреннюю логику мира. И мешает поверить в достоверность происходящего на экране.
5. Костюмы
Тут, как говорится, лучше один раз увидеть.
Кстати, директора по костюмам Тима Аслана, который и несет ответственность за такое вот великолепие нильфгаардцев, уже уволили из проекта и над вторым сезоном он работать не будет. Надеемся, что остальную работу над ошибками авторы тоже со временем проведут.
6. Батальные сцены
Увы, в отличие от великолепной (кроме шуток) хореографии дуэлей, массовые побоища уступают таковым в «Игре престолов». Рубящих пустоту нильфгаардцев не пнул только ленивый. В общем, еще одна область, где Netflix пытался сыграть на поле HBO и проиграл.
Правда, в самом конце сезона зрителя ждет второе сражение и вот тут проявится изюминка «Ведьмака», связанная с участием волшебниц. Получилось в каком-то смысле не хуже битвы за Хогвартс, только злее и реалистичнее.
Вывод
Несмотря на очевидные огрехи дебюта сериал фанатам «зайдет» по причинам мрачной атмосферы (спасибо колористам и авторам музыки), впечатляющих дуэлей, в целом добротной игры актеров, а также огромной россыпи знакомых по книгам деталей*.
*Увы, деталей, идущих вразрез с каноном здесь ничуть не меньше, так что точно будет о чем поспорить с зрителями, которые Сапковского не читали.
А если учесть вероятную работу над ошибками в будущих сезонах, то перспективы у проекта могут оказаться если и не радужными, то не плохими.
Короче, даже в нынешнем состоянии это вполне смотрибельный сериал с отдельными достоинствами. Но да — книги, разумеется, лучше.