Найти тему
Мой интеллект

Как сочетать абстрактное и конкретное?

В предыдущей статье я рассказал о двух видах мышления – абстрактном и конкретном. Немного продолжу эту тему.

Допустим, что Боря отличный специалист (неважно в чем), у него «золотые руки», наработаны соответствующие технологические умения и навыки – он обладает конкретным мышлением.

Далее имеем два варианта развития событий:

1. Боря, ну никак, не может мыслить абстрактно, переходить от практики к теории. Он использует свои наработки как «ноу-хау» и получает определенные выгоды. И это всё… В остальном Боря «великий немой» и, в лучшем случае, может сказать тому, кто хочет научиться у него: «Делай как я».

2. Боря может мыслить абстрактно. Тогда он формализует свой опыт – описывает его на определенном языке, обобщает, формирует понятия, суждения умозаключения, классификации, определяет зависимости, т.е. создает свою теорию (ну, хотя бы, создает какие-то элементы теории). Это интеллектуальный продукт Бориса, который можно продавать и получать дополнительное благо.

В великой и могучей Сети сейчас достаточно много специалистов: фотографов, копирайтеров, дизайнеров…, которые ведут свои курсы. В основном их курс – это «делай как я», либо в дополнение давно известная теория. Но, некоторые способны к обобщению, сравнению, умозаключению и тогда мы получаем что-то новенькое, которое и стоит дороже, и привлекает нас больше.

Еще одна ситуация. Допустим, Света получила образование в какой-то предметной области, которое, в основном, конечно, будет теоретическим.

Далее имеем варианты:

1. Увы, Света не обладает конкретным мышлением и тогда, несмотря на «красный» диплом, будет никудышным специалистом. Кстати, очень частая ситуация с «отличниками» и «золотыми медалистами».

2. Ура, Света им обладает! Тогда она с легкостью превращает теоретические знания в практические. Более того, спокойно может освоить и другую специальность, находя общее. Находясь на вершине иерархии знаний – «точка сборки» - Света может «спуститься» вниз по одной «веточке» в одну предметную область, а по другой – в другую. И еще Светлана может, используя прием «изоляция», «перетаскивать» что-то полезное из одной предметной области в другую – бенчмаркинг (от англ. Benchmarking), лучшая практика.

Еще один пример о сочетании абстрактного и конкретного. В более ранних статьях была представлена теория эмоционального интеллекта. Допустим, что вы решили формировать его и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, создавать позитивное настроение. Вы взяли на вооружение метод, который является абстрактным по характеру – создание общих положительных психологических установок с визуализацией благоприятных образов (солнце, тепло, сердце…) и аффирмациями (например: «Я очень спокойный, добрый и отзывчивый человек. Я люблю жизнь, людей. Я ощущаю в себе божественную силу…»). Но! В стрессовых, конфликтных и других напряженных ситуациях ваши руки дрожат, шея и лицо напрягаются, голос срывается … и все ваши установки, образы и аффирмации – «коту под хвост». Ваша физиология – это конкретика. Значит, нужно научиться управлять тонусом мышц, дыханием, голосом. И эффект синергии будет тогда, когда совместите абстрактное и конкретное – ваши мировоззренческие установки и физиологические состояния. А аффирмации станут «ключом» перехода в нужное состояние, а не «попугайничанием».

Так, что развивайте и гармонизируйте абстрактное и конкретное в вашей жизни в разных формах – ментальных и телесных.