Найти тему
Сад Фрейи

Как сделать воду для полива мягкой и подарить цветам вторую жизнь

Белый налёт на стенках горшка — пора что-то менять
Белый налёт на стенках горшка — пора что-то менять

Здравствуйте, цветоводы!

Давайте познакомимся — меня зовут Екатерина и я люблю выращивать цветы. Сегодня я пишу заметку в своем авторском блоге-журнале "Сад Фрейи". Подписывайтесь на канал, чтобы наблюдать за моим опытом. Только если вы — настоящий цветоман 🌺🙂

Любители комнатных растений — бытовые учёные-многостаночники в миниатюре. Говорить о серьёзных познаниях в науке среднестатистического цветовода вряд ли можно (есть, конечно, и исключения!). Но в своих практиках мы пользуемся микро-срезами знаний в нескольких областях.

Фаленопсис - точно не то растение, с которым у меня идеальные отношения. Но этой зимой радуют цветением только орхидеи! На гифке — голландский гибрид "Белликоз"
Фаленопсис - точно не то растение, с которым у меня идеальные отношения. Но этой зимой радуют цветением только орхидеи! На гифке — голландский гибрид "Белликоз"

Например, чтобы рассчитать искусственное освещение для стеллажа с фиалками, приходится изучить понятия из физики: люмены, световая температура... Купив новый цветок, мы бросаемся изучать правила агротехники растения, оперируя терминами из ботаники. А недавно я погрузилась в недра химии. А именно — узнавала про свойства воды.

В моём регионе очень жёсткая вода. Несмотря на бытовой фильтр трёхступенчатой очистки, стоящий под раковиной, в чайнике выпадает огромный осадок за 2–3 недели:

Такой осадок на дне чайника — верный признак жёсткой воды
Такой осадок на дне чайника — верный признак жёсткой воды

А цветы жёсткую воду не любят. Я заметила, как на ободках новых горшков быстро образуется "траурная полоска" из осадка. А перлит — порой и ржавеет. Страшно представить, как чувствуют себя растения в засоленном грунте...

Жесткость и кислотность воды немного связаны между собой

  • Водородный показатель, pH — «вес водорода»;
  • Жёсткость воды, dGH, характеризует содержание солей жёсткости, то есть солей кальция и немного — магния.

В природе растения получают кальций как минеральный компонент грунта. А в дождевой воде (натуральный источник влаги для всех цветов) этого химического элемента нет. Поэтому полив жёсткой водой противоречит естеству цветка, что нехорошо сказывается на развитии, росте и цветении.

Жёсткая вода, насыщенная минеральными веществами, как правило, щелочная, а мягкая вода — кислая. Растворённые минеральные вещества действуют как буфер, препятствуют окислению, поэтому в жёсткой воде показатель pH уравновешивается и не опускается ниже 7.0

Среди доступных способов смягчения я нашла 6 вариантов:

У кота всегда свои планы..
У кота всегда свои планы..

  • Замораживание воды — очень трудоемко, особенно когда воды надо много.
  • Отстаивание, конечно. Тут расчёт прост: тяжёлые соединения оседают на дно, а мы сливаем "вершки". Но на практике оседают не все соли, да и в махинациях с переливанием осадок перетекает в лейку.
  • Использование дождевой и талой воды — опять же, отнимает много времени и сил. С моей пятидневкой не получится. Да и у нас под боком химический опытный завод — может ли такая вода быть безопасной?
  • Кипячение. Не панацея — удаляет только часть солей.
  • Добавление подкисляющих средств. Например, лимонной кислоты или торфа (1 г на 1 л). Но! Я прочитала, что такой вариант только сделает pH чуть кислее, приблизив к нейтральному. А соли кальция всё равно из воды никуда не испарятся!
  • На форуме цветоводов я нашла совет, что надо добавить щавелевую кислоту и подождать 2–3 суток: соли выпадут в осадок. Потом процедить через воронку с ватой (в ней застрянут крупные частицы). Купить вещество проблематично, но можно: уже нашла пару частников, продающих на развес.
-5

Щавелевая кислота имеет другое строение, в отличие от лимонной кислоты (2 кислотные группы). Она связывает кальций и магний, получаются нерастворимые соли (оксалаты).

Пока я просто кипячу воду, отстаиваю и сливаю через ватку, надеясь, что это принесёт пользу. Оставляю кастрюльку на несколько часов и на дно выпадает осадок. Аккуратно сливаю чистую воду.

Я хочу знать наверняка, какой из других способов работает. И как сделать воду с нейтральным pH и мягкую из моей, водопроводной.

Поэтому я решила сразу после Нового Года заказать купить 3 помощника: измеритель кислотности (pH), лакмусовые полоски для измерения pH грунта и тестер воды, показывающий жёсткость. А заодно и закажу щавелевую кислоту. Будут масштабные испытания — какие способы смягчения эффективно работают, а какие нет. Оправдана ли будет покупка щавелевой кислоты или можно обойтись без неё? О своих результатах обязательно расскажу на своём канале! С уважением, Екатерина 🕊