Почему рэп-баттлы – пристанище для психов?

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры. Психологи утверждают, что этот жанр творчества напрямую связан с неизжитой внутриличностной агрессивностью и терроризмом, как следствием жестокости личности и общей развращённости сознания человека. Но что такое рэп-баттл по своему существу? Демонстрация своего творчества, рекламная акция – способ привлечь аудиторию? Провокация? Способ выяснить отношения, чтобы не скатиться к заурядному рукоприкладству или всё-таки примитивное отстаивание территории, сродни биологической потребности двух самцов выяснить, кто из них на самом деле Альфа? Давайте разбираться.

Первая литературная битва: с чего начинаются баттлы. 

Исторически, родоначальником современного рэп-баттла можно смело считать поэтические баттлы. Их известно не так много, но они призваны были решить конфликт, назревший между двумя поэтами. О, тогда споры и конфликты решались куда более изящно, чем теперь! Словесные пассажи про половой акт с близкими противника, которыми изобилуют современные тексты оппонентов, тогда были немыслимы для озвучивания. Соперники не опускались до унижений, не пытались деморализовать друг друга нападками на родных, наоборот, – старались превознести своё слово над словом противника. 

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.

В.Маяковский vs Игорь-Северянин
отцы-основатели рэп-баттлов

Самыми первыми и известными оппонентами литературного «мордобоя» стали Владимир Маяковский и Игорь-Северянин. Страсти на том баттле кипели нешуточные. Неприязнь, как водится, зародилась вне сцены и выросла, как мне думается, из личных мотивов. Маяковский недолюбливал Северянина и, надо отдать ему должное, сумел вызвать в сопернике ответные чувства. Северянин воплощал в себе те черты и образ мыслей, которые так презирал Маяковский. Обозначу так же, что эскалация подобного межличностного конфликта, тем более, что один из участников постоянно провоцировал другого, в любом случае, будет требовать разрешения и эмоционального выхода. Такова суть всех межличностных конфликтов: там, где тонко – рвётся. Порвалось и у советского футуриста. 

Маяковский написал стихотворение, в котором исподтишка «зацепил» Северянина. 

А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе!Ещё не значит быть сатириком — Давать озлобленный совет Прославленным поэтам-лирикам
В. Маяковский

Северянин стойко выдержал панч, но стал относиться к Маяковскому с нескрываемой неприязнью, однако старался всеми силами не обострять конфликт и не выступал открыто против Маяковского. А Маяковский в свою очередь наслаждался, насмехаясь над особой эстонской манерой Игоря-Северянина. Не получив должного отпора, Маяковский вновь идёт в атаку, декламируя стихи, сочащиеся презрительными насмешками над личностью и творчеством эстонского поэта. 

Если б он, приведенный на убой, Вдруг увидел, израненный, Как вы, измазанной в котлете губой, Похотливо напеваете Северянина! Северянин пишет «Мой ответ»: Ещё не значит быть сатириком — Давать озлобленный совет Прославленным поэтам-лирикам искать и воинских побед…
В. Маяковский

На сей раз советскуму футуристу удаётся задеть самолюбие эстонского поэта-песенника, выхода нет, нужно принять вызов, и решить конфликт раз и навсегда. Несмотря на то, что прежде поэты никогда не выступали на людях совместно, в этот раз Игорь-Северянин решает приехать в Москву, чтобы выступить на одной сцене с Маяковским и, возможно, поставить точку в их затянувшимся споре, который перерос в нечто большее, чем просто профессиональный интерес к творчеству друг друга. Здесь было нечто личное и это было отчётливо видно. 

Конфликт между поэтами очень показателен. И, думаю, разобрав конфликт такого рода, мы поймём, чем руководствуются современные поэты улиц, вызывая друг друга на баттлы. Немного теории.

Карл Юнг ввёл понятие «Тень» в аналитическую психологию, обозначив этим понятием всё то, что человек не может принять в себе. Черты, которые по разным причинам не могут быть допущены человеком к осознанию и принятию, уходят в бессознательное, но не исчезают – становятся человеческой «тенью». Человек может даже выступать с ярким протестом против таких черт личности, характера, но это вовсе не значит, что сам человек не является носителем подобных черт. Просто он не может их принять в себе, поэтому не может принять их и в ком-то постороннем. А гнев или агрессия – следствие: "он может позволить себе быть таким, каким я не могу позволить себе быть, как же он меня бесит!" – буквально то, что происходит в душе каждого, за кем «бродит», сформированная непринятием, «Тень». Маяковский не мог позволить себе быть мягким, ему (почему-то!) нужно было быть жёстким, поэтому он не смог принять и мягкость противника. 

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.-2
архетип "тени"
"он может позволить себе быть таким, каким я не могу позволить себе быть, как же он меня бесит!"

Конечно, невозможно утверждать наверняка, что советский поэт вытеснял в бессознательное мягкие черты своей личности. Но именно его агрессивное поведение с нападками, наводит на мысль о том, что он не мог и не желал принимать что-то личное в Северянине. Обратим внимание на посыл в стихах, изложенных выше, на использование слов, которые выбирает Маяковский относительно объекта своих презрений: «чирикать», «напеваете» – глаголы, символизирующие словесную тягучесть, манеру Северянина выступать на распев. Жёсткость Маяковского не могла допустить проявлений подобной меланхолии. Поэтому неприязнь была личной, потребность уничтожить – липкой, а публичный способ сделать это был продиктован поэтическим гением. Что тут сказать, творческие люди обожают публику. 

Тот литературный баттл стал громким событием 19 века. Маяковский рубил хлёсткими речами воздух, как наточенный топор рубит сухой ствол дерева. Он управлял толпой: люди кричали, свистели, жестикулировали в такт его стихам. Казалось, Маяковский овладел публикой и непременно одержит победу – реакция на его слова была оглушающе восторженной. Но вот на сцену вышел Игорь-Северянин. Толпа смолкла, во время выступления никто из зрителей не проронил ни слова, все молчали и слушали. Северянин в свойственной ему манере нараспев, тягучей карамелью растягивал слова, наматывая их на неспешный ход стрелок часов, окутывая слушателей мягкой паутиной стихов. А в конце его выступления зал грянул аплодисментами с такой силой, будто прозвучал залп из всех орудий. Это была победа. Маяковский был уверен, что победит благодаря громким и ярким стихам, но публика отдала предпочтение лирической манере Северянина, над которой так потешался Маяковский. Не правда ли весьма захватывающий баттл и такой непредсказуемый финал? 

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.-3

"Пошумим" по-киевски
Украинская рэп площадка открывает свои двери в баре "Сплетни"

Этот механизм никуда не делся, потому что люди, в сущности своей одинаковы. Мы презираем тех, кем никогда не смогли бы быть сами. Мы наказываем «дерзкий», «резких», «слишком умных», которым «больше всех надо», словом – не таких, как мы. Если пишется «дис», значит для этого есть личный мотив. Если, какой-нибудь рэпер говорит, что презирает творчество другого рэпера, значит, и для этого есть личный мотив, как в битве Маяковский-Северянин. Значит один «поэт» хочет публично наказать другого отнюдь не за творчество, но за то, что тот смеет быть не таким.

Не гарантирую и нельзя утверждать однозначно, что только лишь бессознательное руководит современными рэперами, которые вызывают друг друга на баттл. Хотя согласно психоанализу, бессознательное руководит всем :) Личная неприязнь, которая ищет выхода, так чтобы не махать кулаками, но разобраться раз и навсегда, на словах, красиво. Эта поэтическая дуэль так похожа на то, что сейчас разворачивается на площадках Versus и Slovo. Здесь каждый мнит себя Маяковским, в поисках хлёстких речей и убийственных панчей. Но не будем забывать, что громкие слова Маяковского потонули в овациях меланхоличному поэту-песеннику.

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.-4

8 миля
Классика зарубежного кинематографа о реп-баттлах

Культура рэп-баттлов в России сейчас. 

В Россию рэп-культура ворвалась внезапно, начав с Краснодара. В 2012 году впервые появилась известная площадка Slovo, и заняла, даже скорее основала, целый пласт молодёжной культуры. В ходе развития площадка «вырастила» «доченек» – в разных городах России стали появляться филиалы, а одна, наиболее предприимчивая «доченька» в Петербурге отпочковалась от системы площадок, став самостоятельной – так появилось SLOVOSPB. В противовес SLOVOSPB, как символ вечного противостояния Москва-Питер, в Москве появилась площадка Versus Battle

На обеих площадках проводились баттлы, кипели страсти и вершилась история культуры творческих битв в России. Однако, тем кто умеет читать между строк, очевидно, что история SLOVOSPB и Versus Battle – это история противостояния. Площадки, на которых велись словесные баталии, в сущности вели одну большую словесную битву друг с другом. Красиво, не правда ли? Почти поэзия. 

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.-5

Oxxxymiron vs. Dizaster
в 2017 году рэп-баттлы неофициально приобрели международный статус благодаря историческому противостоянию Москва-Лос-Анджелес

Считается, что рэп-культура в России пребывала в упадке как раз до момента создания площадок для рэп-баттлов. Обе площадки поднимали рэп-культуру в России с колен, популяризируя стиль уличных баттлов, с той лишь разницей, что площадка Slovo давала возможности проявиться новым талантам, а Versus приглашала уже именитых, небезызвестных рэперов. Однако окончательно покинуть андеграунд и заявить о том, что в России тоже есть рэп удалось благодаря нашумевшему творческому поединку между Дизастером и Оксимироном. 

И здесь можно предположительно говорить о мотивах как организаторов, так и участников. Трудно сказать, насколько имеет место личная неприязнь, хотя не смеем исключать и шёпот бессознательного, который так и бродит за нами «тенью», указывая, кого именно нужно «построить». 

Сами участники, утверждают, что никакой ненависти нет, что деморализующие, оскорбительные словесные пассажи, – не более, чем эффектный трюк, а за кадром все дружат и нет никаких проблем. Если всё так, тогда то, что мы видим перед собой – лишь маркетинговый ход для того, чтобы привлечь внимание аудитории к своему творчеству, погоня за популярностью, хайп. И тогда это попросту скучно. Всё равно, что смотреть реслинг: знаешь, что всё подстроено, а после участники уйдут, обнявшись, в ближайший бар – отмечать победу. 

Популярный жанр рэп-баттлов рассматривается как явление современной культуры.-6

"Вечерний Ургант", популярная пародия Versus на Первом.
Если рэп-баттлы удостоились пародии на федеральном канале, значит культура давно покинула андеграунд

Можно проводить аналогию со спортом, когда нет ничего личного, только спортивный азарт. В идеале. Как красиво спортсмены жмут друг другу руки после состязаний, как прекрасен жест примирения и нет ничего личного, никаких обид. 

Но я вас умоляю, не будем наивными! И там кипят страсти, и там есть личный мотив, в конце концов, мы же просто люди. Это то, за чем охотятся авторы светских хроник: закулисные интриги, неспортивное поведение. 

Рэп-баттлы – всё же не спорт, это организация творческих людей, котороые носят за собой свою «тень» непринятия. В них нет дисциплины, они эмоционально лабильны, как и все творческие люди. Здесь всё основано на страсти, на внутренних импульсах, на подавляемых желаниях, на тяге к признанию и потребности в любви, пусть и бессознательной. Кроме того, для тех, кто мнит себя гением, гениальность может оказаться трудной и неудобоносимой ношей, ведь обратная её сторона – состояние психики, далёкое от принятой медицинской нормы.

 Об этом говорил и Чезаре Ломбразо в своём труде "Гениальность и помешательство": "<...> душевнобольные лишь в редких случаях обнаруживают то полное расстройство умственных способностей, которое приписывает им толпа, и что, напротив, сам недуг нередко вызывает у них необыкновенную живость ума."

Психи ли они или мы с вами? "Это две крайности одной и той же сущности" – вторят Чезаре Ломброзо создатели легандарного персонажа Капитана Джека Воробья. :) Предоставим каждому решать самостоятельно гениальность ли это или помешательство.