В одном из своих интервью известный московский архитектор Андрей Мунц признался, что в его дипломе (а учился он в МАрХИ ) значится просто – архитектор. Меж тем, в документах об образовании у отца и его знаменитого деда Оскара Рудольфовича Мунца, российского и советского архитектора, окончивших Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, написано - «художник-архитектор». Принципиальный момент? Полагаем, что как минимум важный. Как признается Мунц, в МАрХИ сегодня довольно скучно преподают живопись, а курса абстрактной живописи и вовсе нет. Однако сам архитектор давно пишет картины в этом жанре, периодически экспонирует работы на разных выставочных площадках столицы. Яркие, экспрессивные в своем узнаваемом стиле.
Всё-таки, архитектор - это не только инженер с точными расчетами, но и художник, талантливо излагающий свои впечатления на холсте. Или эти направления идут параллельно? Кажется, что художник с легкостью может быть архитектором. А наоборот?
Вспоминаются и великие: Пиранези, Ле Корбюзье... Кстати, наш замечательный художник-живописец Виктор Васнецов, тоже учился в Императорской Академии Художеств, а как архитектор является автором множества значимых проектов и построек.
Главный архитектор Москвы, Сергей Кузнецов, окончил Московский архитектурный институт (МАрхИ), факультет проектирования жилых и общественных сооружений. Казалось бы, профессия накладывает свой отпечаток: четкие линии, строгие формы, расчеты, нормы, законы геометрии, моделирование, оптимизация. Откуда здесь взяться творчеству, свободе, ничем не ограниченному полету фантазии. Но, как признается сам Кузнецов, «живопись, а не компьютерная графика и фотография, позволяет чувствовать и «вживаться» в архитектурные сооружения, и в этом кроется ее главное преимущество».
Действительно, многие его проекты начинались с того, что сначала свои впечатления он переносил карандашом и тушью на бумагу. Умение рисовать помогает его идеям и замыслам пройти путь от бумаги до компьютерных 3D моделей. Архитектурная и творческая работа не идут у Кузнецова вразрез. Однако то, что у него получается, сложно назвать просто набросками, рабочим материалом. Результатом его регулярных плэнеров, впечатлений от поездок по разным городам мира, становятся произведения, которые экспонируются в крупных музеях в России и за ее пределами. Карандаш, тушь, кисть, белила, перо и акварель - главные инструменты художника. Он работает в разных техниках, любит экспериментировать. В последнее время отдает предпочтение акварели.
Рисует Кузнецов с четырнадцати лет, продолжил этим заниматься в институте. Он считает, что в МАрХИ сильная школа графики и перспективы, однако, замечает, что архитектурным рисунком здесь занимаются мало. Выход он нашел давно. Сергей Кузнецов активно популяризирует архитектурный рисунок как отдельное направление в искусстве: публикуются его книги, в музеях экспонируют произведения, он является членом жюри конкурса АрхиГрафика и сам участвует в крупных тематических международных конкурсах.
Он много рисует с натуры и считает, что это умение всегда будет важной частью работы архитектора. А как иначе формировать профессиональное мышление? Детали, пропорции, формы - всё это есть в его работах, но нет четких очертаний, автор не стремится к реалистичности. Здесь больше эмоциональной составляющей. Передает свое настроение и внутреннее состояние он все чаще акварелью. Для него важнее уловить дух каждого города и его архитектуры и передать это ощущение зрителю через рисунок.
Так работа или искусство? Ответ очевиден. Образ жизни художника-архитектора.