Найти тему
Vasily Kobelev

Бог и человек. Размышление в преддверии Рождества Христова

Сколько людей – столько индивидуальных отношений «Бог-человек». Многоуровневый мир. Количество уровней равно количеству всех людей от первого до последнего.

Есть Бытие Божества и есть бытие творений. Мы можем через веру иметь с Ним живое общение. Какой Он? На это нам и дана вечность. Для полной реализации взаимной любви Бога и человека нужна вечность. Это непрерывный бесконечный процесс, а не дискретный и тупиковый. Сколько душ столько и состояний познания Бога. Бог знает всех: от жителей рая до жителей ада. Но те, кто в раю, узнали Бога ещё до переселения в Небесные обители, тогда как жители ада узнают о Нём, увы, поздно.

Мы все связаны пространством и временем здесь и сейчас. Здесь и сейчас творится человеческая история и мы в ней отнюдь не сторонние зрители. Здесь и сейчас от Бога установлено Царство благодати – Церковь. Здесь и сейчас в очередной раз приближается праздник Рождества Христова.

Но что значит для нас этот праздник? Не проходим ли мы по привычке мимо его сути?

Предлагаю Вашему вниманию, читатель, несколько мыслей в ответ на эти вопросы.

Рождение Бога во плоти... Тайны мироздания не открываются нам по первому нашему требованию и уж тем более тайна воплощения Сына Божия в лице Иисуса Христа. Наш ум должен обрести способность для уразумения глубины этой тайны. И без покаяния здесь не обойтись.

С момента крещения наш разум, чувства и воля преображаются под действием Божией благодати в меру нашего соответствия Евангелию, в меру нашего покаяния. Покаяние по гречески "метанойя" - перемена ума. И не многие люди понимают о какой такой перемене ума идет речь и почему человек нуждается по словам Господа в такой перемене.

Земная жизнь быстротечна и также быстротечно в неё входит и укореняется грех. Кто-то борется с грехом и полагает на это все силы своей души, кто-то, наоборот, предается греховному сну и погружается в бездну разврата.

Да, мы грешники. Все. Мы не перестаём быть грешниками, пока не совершим исход из мира, где идет постоянный прессинг со стороны демонических сил. Только человек, чаще всего, не понимает всей трагедии этой, сокрытой от глаз, битвы за его душу. Но Бог не перестаёт быть Богом. Он знает ценность и уникальность каждого из нас и проявляет многообразно Свою милость к нам и человеколюбие. Он сторона отдающая, мы сторона принимающая. Нам всем жизненно важно и необходимо как воздух возрастать не в знаниях о Боге, а в познании Бога Троицы.

Христиане!!! С нами Бог! Рождество Христово – это не коммерческий праздник! Проснитесь. Церковь в мире, но не от «мира сего». Христианин знает Бога ( если не знает , то надо в простоте сердца просить Его об этом), мир материальный, а также «мир сей» - мир ложных понятий и представлений о цели и содержании человеческой жизни. Нам всем очень важно не запутаться, не заблудиться, не потеряться в призрачных ценностях «мира сего». Легко утерять из центра своего внимания Бога и переключиться на "мир сей" и сиюминутные интересы, и тем самым, забыть о Вечности и о своем истинном предназначении.

Наш царь - Христос, но царство Его не от «мира сего». Это царство Истины. Это Царство наступило с момента Его воплощения и Рождения. Мы, христиане, Его подданные на земле. И только благодаря Его поддерживающей силе, мы можем сохранять верность этому Царству. «Мир сей» живёт по другим законам. По этим законам жил каждый из нас до своего крещения, но горе нам если мы продолжаем жить по ним и после крещенской купели. Богопротивник и человекоубийца дьявол разбивает образ Божий в человеке руками самого же человека. Он эту тактику не оставит. Поэтому мы, христиане, должны мужать в духовной брани и возрастать в познании Господа Иисуса Христа. Одно с другим связано. Когда у нас такой Полководец, то не только смерть не страшна, но и жизнь … в «мире сем». Если мы увлекаемся «миром сим», то творим дела плоти и не живём по духу. Если мы уходим от «мира сего» и живём по духу, то результатом этой жизни служит нелицемерная любовь к Богу и ближнему.

Чтобы увидеть образ Божий в других надо увидеть его в себе. Грех дробит образ. Бог восстанавливает целостность, избавляет от рабства греху и даёт внутреннюю свободу. Богу не нужны рабы. Его господство и вседержительство надо принимать добровольно и более того желать этого всей душой своей. Желать, чтобы Господь воцарился в нашем разуме и от этого разум приобретет свою подлинную силу. Желать, чтобы Господь воцарился в наших чувствах и от этого они примут по-настоящему христианское звучание. Желать, чтобы Господь научил согласовывать нашу волю с Его всесвятой и от этого приходит радость каждому дню и дерзновение в молитве. Если мы этого не желаем, то Господь Себя нам не навязывает и Его царство Света и Любви не развивается и не укрепляется в нашей душе. Мы продолжаем без Его водительства представлять из себя неприступную цитадель эгоизма. Нужно просить Его об избавлении от уз "мира сего", а после избавления и обретения подлинной свободы, идти в след за Ним в Небесный град Иерусалим без ропота и боязни. Бог – Вседержитель. Но Его Царство- это не жёсткая система тоталитаризма – «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Это точка свободного соединения двух воль: Бога и человека, в которой рождается взаимная любовь. Вседержительство Бога не авторитарно. Оно авторитетно.

Бог – наша настоящая подлинная жизнь. Осмысленная, по-настоящему разумная Жизнь возможна только с Богом, т.к. Он является предвечным Источником самого бытия, в то числе и разумной жизни. Смерть противоестественна для человеческой природы. Наше изначальное состояние при сотворении Адама – жизнь в Боге. Смерть – наказание за грех, отпадение от Бога, от Жизни. Каждый из нас смертен. Так что же нам нужно в первую очередь? Нам нужно вернуть утраченное, но с пришествием Христа такое доступное… Нам нужно привитие к Жизни, к Богу через крещение и возрастание в Жизни через Причастие.

За каждым словом стоит сама сущность предмета. За «Богом» -Личность и Сущность Бога. На разных языках это слово звучит по-разному, но Сущность Бога от этого не изменяется. Что вкладывает любой русский в слово «Бог»? Каждый свой опыт отношений «Бог – человек». Отсутствие опыта тоже откладывает отпечаток при произношении «Бог». Поэтому не от языка зависит смысловое содержание, а от самого человека.

У архимандрита Сафрония Сахарова есть интересная мысль - Бог сделал абсолютно всё для спасения рода человеческого: Воплощение, проповедь Слова, смерть на Голгофе, Воскресение, Вознесение, Прославление Христа на Небесах, Сошествие Духа Святого на Церковь, соединение с каждым из нас в таинстве крещения и Причастия. Поэтому мы, христиане, должны верить не только в каждое из событий Евангелия раздельно, но и принимать сердцем комплексно всё домостроительство Божие от Воплощения Сына Божия до Сошествия Духа Святого на Церковь и единение с нами через таинства Церкви.

Богочеловек Иисус Христос подобен нам во всём человеческом, чтобы мы через единение с Ним уподобились Божественному. Человеческая природа во Христе воскресла не сама по себе, а Бог воскресил её Своей силою. Сила Всевышнего сошла на Деву Марию и она зачала во чреве Сына Божия, и Бог соединился с человеком неслитно и нераздельно в лице Иисуса Христа. На веки. Бог прост. И каждый человек, при кажущейся для самого себя сложности, существо простое. И Бог не где-то там… далеко, а всегда рядом с нами. Неслитно и нераздельно.

Господь пришел позвать грешников на покаяние. Он призывает каждого из нас изменить свою жизнь и обратить свое сердце и ум к Нему. Он ждёт. Уже более 2000 лет ждет. И, судя по всему, не за горами предел Его долготерпения. Он ждет покаяния и обращения каждого из нас, а не только моего соседа…

Нуждаемся ли мы в покаянии? Да, мы не святы… Да, мы грешны. Но одной констатации своего фактического духовного состояния не достаточно для начала действительных перемен и генерального переустройства своей жизни. Есть ли у нас острая нужда в покаянии? Желаем ли настоящего, реального воссоединения с Богом или нам нужно только небольшое повышения градуса религиозной жизни и связанных с этим духовных переживаний? Чего мы по-настоящему желаем и что нам действительно нужно? Критерий нужности прост. Человек готов тратить время или деньги на то, что ему действительно нужно. Если для Бога в Богом дарованной земной жизни у человека нет времени, то вот и весь ответ. Бог человеку не нужен и покаяние для такого человека пустой звук и не понятный призыв. Зачем мне Бог и Церковь? Я найду куда потрать/убить свое время более рационально/в удовольствие – таков ответ большинства наших современников.

Грешники. Мысли и чувства всецело о земном. Мы работаем греху каждодневно без устали. Но если встать на путь покаяния и устремить вектор своей души от земного к небесному, то это вовсе не значит, что мы быстро «разучимся» грешить. За то время пока мы были в обольщении врага, у нас сбился «прицел» и напрочь стерлась память о своем настоящем подлинном доме. Блажен (по-настоящему счастлив) человек, которого Господь пробудил от греховного сна и ведет путем покаяния из силы в силу, подготавливая к исходу из этого мира в Царствие Небесное. Тогда отношения с Богом, получив свое начало через покаяние, будут иметь развитие в Вечности. Чего да сподобит Господь нас с вами! Аминь.

С Рождеством Христовым 2020!