Наградный сезон набирает обороты, и своих лауреатов представили National Board of Review и American Film Institute – два крайне авторитетные организации в вопросах оценивания кинопроизведений и прогнозирования «Оскара». Также, на неделе были оглашены претенденты на премию от International Press Association (Satellite Awards), дающие еще больше предположений о будущих номинантах наград Американской Киноакадемии.
С National Board of Review (NBR) интересная история, так как многие интернет-издания несколько перевирают ее суть и называют Национальным Советом Кинокритиков – это действительно почти дословный перевод, но несколько не отражающий суть организации. NBR включает в себя не только критиков, но деятелей кино, профессионалов и энтузиастов. Таким образом, здесь мы имеем потенциальное пересечение с голосующим сегментом Академии. Поэтому, неудивительно, что с момента введения расширенного бюллетеня на «Оскаре» в 2009 году, от четырех до семи фильмов из списка «топов» от NBR заканчивали номинантами на «Лучший фильм» у Академии. Другое занимательное измерение заключается в том, что за 89 лет выдачи премии, 74 раза будущий «Лучший фильм» был в списке «Топ от NBR». И 14 раз за последние 15 лет.
Лауреаты National Board of Review: http://www.nationalboardofreview.org/2019/12/national-board-of-review-announces-2019-award-winners/
В свою очередь, остальные результаты National Board of Review не несут какой-то существенной значимости, но также обладают определенным «бустом». За 2019 год особое впечатление на NBR произвел ИРЛАНДЕЦ, который был награжден «Лучшим фильмом» и «Лучшим адаптированным сценарием». С момента выдачи «сценарной» премии в 2003 году, подобную комбинацию на NBR Awards фильмы получали пять раз: 2007 – СТАРИКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО, 2008 – МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ, 2009 – МНЕ БЫ В НЕБО, 2010 – СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ, 2016 – МАНЧЕСТЕР У МОРЯ. Лишь один из этих фильмов ушел с «Оскара» пустым (МНЕ БЫ В НЕБО в 2009 не смог противостоять СОКРОВИЩУ), другие два забрали премию за «Лучший сценарий», а еще два и за «Лучший сценарий», и за «Лучший фильм» помимо прочих. Таким образом, ИРЛАНДЕЦ начинает сезон очень мощно и остается лишь закрепить успех.
Две награды забрал ОДНАЖДЫ В ГОЛЛИВУДЕ – «Лучшая режиссура» и «Лучший актер второго плана». Каких-то значимых корреляций тут не имеется, но, тем не менее, сигнализирует о том, что фильм Тарантино тоже на хорошем счету у критиков и профессионалов. Впрочем, статистика здесь в пользу Квентина: в последний раз, когда «Лучший режиссер» на NBR и на «Оскаре» совпадали, был в 2006 г. (Марти Скорсезе за ОТСТУПНИКОВ – вот это ирония!). До этого в 2005, а потом аж в 1991 и в 1990. Из других фильмов, приятно удивил НЕОГРАНЕННЫЕ ЦЕНОСТИ, взяв «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшую мужскую роль» - фильм Братьев Сэфди укрепляет позиции в гонке и с учетом широкого представительства на Independent Spirit (номинации на «Фильм», «Режиссуру», «Актера» им «Сценарий»), не удивлюсь, если пробьется и на «Оскар».
Лучшие фильмы по версии American Film Institute: https://www.afi.com/award/afi-awards-2019/
Топ-10 от Американского Института Кино (American Film Institute, AFI) является еще более ценным ресурсом, так как составляется профессионалами, непосредственно причастными к производственному процессу – то есть, тут у нас прямое пересечение голосующего сегмента. И статистика соответствующая: с 2009 года от 5 до 9 картин из списка AFI Топ-10 в дальнейшем попадали в номинацию на «Лучший фильм». Отдельных наград AFI не даёт, конкретный фильм не выделяет – только списки лучших. Пожалуй, один из первых локальных сюрпризов – присутствие ДЕЛА РИЧАРДА ДЖУЭЛЛА и у NBR, и у AFI – фильм шел ниже радаров, но в нужный момент выстрелил и получил награду на фестивале, организуемым AFI. Возможно, любовь академиков к Клинту Иствуду и личным историям поможет фильму воспарить в оставшиеся месяцы.
Как можно догадаться, попадание в оба списка (и AFI, и NBR) означает широкое признание фильма и высокие шансы на успешный наградный сезон. Конечно, это не панацея, и каждый год «двойные» номинанты пролетают даже с номинацией на «Лучший фильм», не говоря о реальных наградах, но, тем не менее, на основании комбинированного списка можно начинать строить первые предположения. Следующие фильмы представлены в обоих: ИРЛАНДЕЦ, ОДНАЖДЫ В ГОЛЛИВУДЕ, ПРОЩАНИЕ (в топе независимого кино от NBR), БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ, КРОЛИК ДЖОДЖО, 1917, ДОСТАТЬ НОЖИ и ДЕЛО РИЧАРДА ДЖУЭЛЛА – это и есть неформальный список кандидатов на главный приз на «Оскаре». Пожалуй, пока наименее прочно выглядят позиции у ДОСТАТЬ НОЖИ и ДЕЛА РИЧАРДА ДЖЮЭЛЛА – конкуренция везде высока и пока не особо понятно, за счет чего будут пробиваться - сценария, режиссуры, или может быть актеров?
Номинанты на премию Satellite Awards: https://www.pressacademy.com/2019-ipa-awards/
На прошедшей неделе еще одна звучная ассоциация огласила свои любимые фильма года – International Press Academy, которая вручает Satellite Awards. Так как выбор делает иностранная пресса (по аналогии с «Золотым Глобусом»), было бы поспешно делать какие-то радикальные выводы касательно отдельных номинаций, но в «Лучший фильм» заглянуть можно и тут. IPA довольно нестабильна в своей системе – то вручает общую награду, то делит категорию на «Драму» и «Комедию». Впрочем, когда категория была едина (2011-2017) ежегодно, как минимум, шесть из десяти фильмов попадали и в шорт лист «Оскара» - неплохая ретроспектива. Также бывало совпадали и фильмы-победители, например четыре года подряд в 2006-2009, три подряд в 2013-2015. Из перспективных номинантов, что отметили на «Спутнике», но не были на слуху в других премиях – СКАНДАЛ, ДВА ПАПЫ и РОКЕТМЭН.
Имеется интересная статистика, связанная с премией от IPA, заключающаяся в том, что с 2006 года фильм-лауреат Главной премии Американской Киноакадемии стабильно был в списке номинантов на «Спутник». И сейчас любопытный момент – фаворита старта сезона ИРЛАНДЦА среди них нет. Да, картина Мартина Скорсезе получила от IPA пять номинаций – «Монтаж», «Адаптированный сценарий», «Операторская работа», «Музыка к фильму» и «Визуальные эффекты», но среди них нет ни «Режиссуры», ни «Фильма». Случайность или первый звоночек против нового проекта Netflix? Сложно сказать – может недавняя статистика и говорит против ИРЛАНДЦА, но до 2006 года Satellite частенько расходились с Академией в аспекте номинаций.
С режиссурой похожая ситуация – за 22-летнюю историю «Спутника» лишь 5 раз режиссер получал «Оскар» не будучи номинированным IPA. С учетом того, что лично Скорсезе не получили приз от NBR, где его фильм признали лучшим и дополнительно выдали приз за сценарий, возможно, стоит пересмотреть расстановку сил в гонке за режиссуру, Не исключено, что Скорсезе выделят большинство критиков, но на более «индустриальных» премиях («Золотой Глобус», DGA, «Оскары») отдадут предпочтение другому – так-то и Тарантино, и Пон Джун-хо за ПАРАЗИТОВ в списках Satellite есть. Пожалуй, сага с ИРЛАНДЦЕМ разрешится только когда раздадут всевозможные предварительные награды - уж настолько сложно сказать как отнесутся к проекту Netflix в Голливуде как бы он не был хорош по мнению отдельных групп.
Наградный сезон входит в активную фазу – на неделе прибудут номинанты на «Золотой Глобус» (9 декабря) и Премию Гильдии Киноактеров (11 декабря), а также не менее важные инсайты от Гильдии монтажеров (11 декабря).