Если бы вы оказались внутри компьютерной игры или мобильного пространства, где живое приобретает силу магического.
Компьютерные технологии в театре соединяют виртуальное и реальное пространства, погружают зрителя в иллюзорный мир: как если бы вы оказались внутри компьютерной игры или мобильного пространства, где живое приобретает силу магического. Этот новый театральный язык сегодня активно использует новосибирский театр «Старый дом».
«Не так это красиво, как могло бы быть», — замечает видеоинженер и медиахудожник Андрей Лохонин, показывая нам своё рабочее пространство. Большую часть его работы невозможно увидеть или отделить от общей идеи спектакля, но мы попытаемся.
Официально должность Андрея Лохонина в штате «Старого дома» называется «видеоинженер». В нескольких спектаклях он выступает как видеохудожник — к примеру, в драме «Зулейха открывает глаза» режиссёра Эдуарда Шахова и документальном спектакле «Пыль» в постановке Михаила Патласова. Но по духу и роду увлечений Андрей Лохонин — медиахудожник, так его называют и те, кто приходит к нему поучиться. Кстати, в свои 25 лет он и сам продолжает учиться.
В Новосибирск Андрей Лохонин приехал учиться из Кемерово. В 2016 году окончил физфак НГУ. Изучал физику плазмы, ещё студентом строил линейный ускоритель в Институте ядерной физики и подрабатывал в конторе по прокату сценической аппаратуры. Четыре года был техническим директором студенческого клуба НГУ, одного из старейших клубов в стране. Занимаясь медиадизайном, они сделали шоу из университетского конкурса красоты, и он вошёл в пятёрку самых зрелищных студенческих конкурсов России. После 3-го курса Андрей Лохонин поступил в Алтайский государственный институт культуры, на заочное отделение. Заканчивая курс бакалавриата в НГУ, параллельно осваивал профессию художника по свету на кафедре у Льва Сагайдака в АГИК.
— Я знаю много творческих людей среди физиков: они пишут стихи и прозу, издают под псевдонимами свои сборники. Физика очень красива, просто не все об этом знают. Я часто во время работы вдохновляюсь физикой, — посвящает нас в секреты своего мастерства Андрей. — Физика повсюду. Мне очень нравится смотреть на природу, наблюдать, как зависимы линии, а потом повторять это в своих работах. Золотое сечение — это всего лишь соотношение некоторых длин отрезков друг к другу, не зря Леонардо да Винчи использовал его. Вот замечательный союз физики и творчества! В какой-то момент я понял, что больше хочу заниматься театром, приносить людям радость, это было моей детской мечтой. А недавно я понял, что каждый день хожу на работу и дарю людям радость.
Своим учителем по медиадизайну Андрей называет Алину Тихонову, медиахудожника из Санкт-Петербурга, с которой они вместе работали на «Пыли». Алина сейчас создаёт медиа для нового детского спектакля в «Старом доме» — «Путешествие Нильса с дикими гусями» по произведению Сельмы Лагерлёф.
Большую часть контента спектакля Михаила Патласова «Пыль» создавала Алина Тихонова, Андрей Лохонин был её соавтором. Огромный шар-планета выходит на диалог со зрителем — красивая идея, но как её воплотить? Задействовали генеративную графику: когда графическое изображение генерируется с помощью формул и специальных программ.
— Вы создаёте уравнение, по нему рисуются некоторые шаблоны, потом это всё множится. Алина особенно хороша в генеративной графике, — переходит на математический язык Андрей Лохонин. — Я же больше работаю с 3D-визуализацией, когда есть какие-то физические трёхмерные объекты, заставляю их шевелиться, двигаться. Один из резидентов нашей школы-студии на фестивале «ХАОС» просил меня сделать графику по золотому сечению — кубики, архимедовы спирали… По сути, это красивая анимация математических формул. Она потом какое-то время в фойе театра крутилась. Есть куча направлений графики, в которых работают разные художники. Они разнятся так же, как «Чёрный квадрат» Малевича и «Купание красного коня» Петрова-Водкина.
Медиаискусство в России существует не так много лет: если не углубляться в историю вопроса, то отсчёт можно вести со времени развития компьютерной индустрии. На российские подмостки медиа пришли в конце 1990-х годов, в первую очередь это касалось оформления мюзиклов и различных шоу, затем медиасценография захватывала пространства оперы и балета. Театр драматический шёл по этому пути очень осторожно, начиная с робких видео на задниках. Сегодня видеоконтент стал частью актуального театра. Спектакли с использованием элементов медиа идут и на сценах новосибирских театров — «Красного факела», «Глобуса», Новосибирского музыкального театра, Первого театра. Но вот чтобы тексты Шекспира или Достоевского получали новую жизнь с помощью медиатехнологий — это история для Новосибирска совсем уж недавняя. Особенно громко она заявила о себе в спектакле «Sociopath/Гамлет» Андрея Прикотенко, премьера которого состоялась в марте 2018 года.
— Само название «медиахудожник» в Новосибирске я услышал год назад, — рассказывает Андрей. — Медиахудожники работают с видео. И в отличие от видеодекораций, которые делают видеохудожники, мы используем массу технических приспособлений, позволяющих привязать видео к жестам актёра, его проходам. Так создаётся не квадратная картинка, а игровое пространство. Как раз за это отмечен во внеконкурсной программе «Золотой Маски» — «Маска+» — спектакль «Sociopath/Гамлет». Художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили в команде с мастером по свету Игорем Фоминым, видеохудожником Олегом Михайловым и видеопрограммистом Константином Щепановским построили кубическое киберпространство. Я на этом спектакле был видеоинженером, мы с Олегом Михайловым четыре последние ночи перед спектаклем работали практически не вставая. Было много переделок, потому что после открытого показа Андрей Михайлович Прикотенко за две недели написал новую пьесу. Мы сидели, рисовали, прикидывали, как сделать красиво. Эти буквы, которые летают в трёхмерном пространстве, — заслуга Олега Михайлова. Идея просто божественная!
У спектакля «Sociopath/Гамлет» сложная техническая система — видеомэппинг, или проецирование, на родной сцене состоит из шести проекторов. Два года назад на то, чтобы свести все проекции в один медиасервер, Андрею Лохонину требовалось 11 часов, год назад — 7, а теперь в случае выезда он может сделать это за час. Декорации и проекции масштабируются в зависимости от помещения и сцены, чтобы смотрелось органично. К примеру, в Берлине в рамках молодёжного фестиваля Augenblick Mal спектакль показывали на огромной сцене театра Sophiensale, потребовалось установить дополнительно пять проекторов. Очевидцы говорят, зрелище было просто космическим. И это как нельзя лучше отвечает идее спектакля Андрея Прикотенко — он посвящён знаменитому физику-теоретику Стивену Хокингу, этот новый Гамлет может «замкнуться в ореховой скорлупе» и быть властелином вселенной внутри собственного сознания.
Продолжение читайте здесь