Найти в Дзене
Взгляд историка

Русский фронт Семилетней войны. Часть I. Предвоенная дипломатия

Здравствуй, дорогой читатель!

Германцы на протяжении многих веков считаются воинственным народом, и не зря, ведь их неудержимое стремление к экспансии и неоднократно начинаемые наступательные войны не раз перекраивали карту Европы, втягивая в себя десятки государств. На нашей памяти агрессия немецких крестоносцев, о которой можно почитать здесь и здесь, на нашей памяти, шутка ли, две мировые войны. Но сегодня речь пойдет о войне иной, не столь известной, не так широко преподаваемой на уроках истории в школе, и годовщины побед в которой не делают Днями воинской славы. Однако именно в этой войне сила русского оружия не раз сломала хребет вымуштрованным полкам прусского короля Фридриха II Великого. Но обо всем по порядку…

Итак, какова была международная панорама в Европе к началу Семилетней войны. В 1748 г. отгремела война за Австрийское наследство, в которой Пруссия воевала с Австрией за Силезию и Богемию. Франция выступила в союзе с Пруссией против австрийцев, воевала на итальянском театре военных действий и в Австрийских Нидерландах.

Россия в 1746 г. возобновила австро-русский союз и, правда уже в конце войны, выдвинула на Рейн экспедиционный корпус под командованием Репнина, присутствие которого способствовало склонению Франции к миру.

Англия выступила против своего давнего врага и колониального конкурента – Франции, а значит и против ее союзницы Пруссии, участвовала в самих военных действиях в Европе незначительно (высадила контингент в Нидерландах, который был разбит при Фонтенуа), а в основном помогала Австрии субсидиями.

Еще в 1744 г. российский канцлер Бестужев заявлял, что прусский король опаснее Франции «по близости соседства и великой умножаемой силе…», и императрица Елизавета соглашалась с ним в этом. Ее отношения с Фридрихом II носили характер длительной и сильной взаимной неприязни. Елизавета называла его «персидским Надир-шахом», который не боится бога, смеется над всем святым и не бывает в церкви, Фридрих же в ответ ничуть не уступал ей в острословии.

Елизавета Петровна и Фридрих II Великий
Елизавета Петровна и Фридрих II Великий

Помимо личного конфликта монархов, Россия и Пруссия спорили за Курляндию, которую Елизавета считала почти что своей провинцией, а Фридрих предложил руку своей сестры с Курляндией в качестве приданного Морицу Саксонскому. Прусская дипломатия активно интриговала против России в Польше, Швеции и Турции. Само по себе усиление Пруссии, увеличение ее армии с 80 до 200 тыс. солдат не могло не угрожать северо-западным границам России.

В 1750 г. Елизавета повелела всем офицерам прибалтийского происхождения, находящимся на иностранной службе, безотлагательно вернуться в Россию. В первую очередь это касалось Пруссии, Фридрих вовсе не хотел буквально передавать военные кадры из рук в руки потенциальному противнику. Начались препятствия отъезду офицеров и аресты. Всё это в итоге привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами.

Тем временем, Англия, видя нарастающие противоречия в Европе, всерьез озаботилась безопасностью Ганновера, который был во владении английского короля Георга II, по совместительству потомственного ганноверского курфюрста. Было необходимо найти защитника для своего континентального владения.

Первой кандидатурой на эту роль оказалась Россия. 30 сентября 1755 г. Бестужев с английским посланником Вильямсом заключил соглашение, согласно которому наша страна обязывалась выставить на защиту Ганновера 80 тыс. солдат, получая взамен единовременно 500 тыс. фунтов стерлингов и годовую субсидию в 100 тыс. Однако важной оговоркой было то, что корпус выставлялся только в случае начала войны, во избежание его использования против французов, в чуждых России интересах.

В прошлый раз Россия снаряжала войска на английские деньги в 1748 г., тот самый корпус Репнина, о котором говорилось выше, и тогда Бестужев, подсчитав остатки после затрат на обеспечение войск, вывел чистую прибыль для бюджета из этого мероприятия в 1 млн. рублей.

Англичане, как это у них принято, не будучи связанными своими принципами и не тяготясь союзническим долгом, предложили защиту Ганновера еще и пруссакам, которые «выиграли тендер», согласившись оборонять его безо всяких дополнительных условий и оговорок. 16 января 1756 г. был подписан Вестминстерский договор.

Фридрих II оказался столь сговорчивым еще и потому что считал, что заключив такой союз с Англией, он автоматически получает расположение, или, по крайней мере, нейтралитет России. Прусский король, помня прошлую войну, полагал, что русские воюют только за деньги англичан, как мы увидим позже, он фатально ошибался.

-2

Заключение договора между Пруссией и Англией было воспринято французами, союзниками пруссаков, как предательство. Франция согласилась пойти на сближение с недавним противником - Австрией, и 1 марта 1756 г. между ними был подписан союзный Версальский договор.

28 августа 1756 г. Фридрих II начал военные действия, атаковав союзную Австрии Саксонию, и разгромил армию австрийского фельдмаршала Броуна при Лобозице. Россия, связанная с Австрией союзными договорами 1726 г. и 1746 г., 1 сентября объявила Пруссии войну. Однако активные действия русских войск начнутся лишь в 1757 г.

2 февраля 1757 г. Россия подписала с Австрией соглашение, согласно которому каждая из стран выставляла против Фридриха II контингенты численностью 80 тыс. человек, Россия обязывалась не выходить из войны, пока Австрия не возвратит себе графство Глац, и получала за это от австрийцев ежегодную субсидию в 1 млн. рублей.

Формально Россия присоединилась к франко-австрийскому союзу, однако дипломатические отношения с Францией так и не были восстановлены после 1748 г., и сообщение между Россией и Францией осуществлялось только посредством Австрии.

При дворе Елизаветы Петровны не было единства мнений по поводу проводимой внешней политики. За союз с Францией против Пруссии выступала сама царица, Шуваловы и Воронцовы, тогда как Бестужев оставался противником и Пруссии, и Франции.

-3

Итак, к началу Семилетней войны против Пруссии сложилась коалиция из Франции, Австрии и России, не считая мелких государств. Но могущество этого союза ослаблялось внутренними противоречиями – ни Франция, ни Австрия не желали крупных побед России, опасаясь ее чрезмерного усиления, им гораздо выгоднее было бы, чтоб Россия проиграла, ослабив пруссаков. В особенности Людовик XV опасался русских притязаний по отношению Швеции, Польши и Турции, и уж точно не хотел слышать о присоединении к России Восточной Пруссии.

Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!

Несколько ссылок на другие мои публикации:

Покорение полабских славян рыцарями, 1160-1164 гг.
Забытый героизм советской морской пехоты - Стрельна и Петергоф, 1941
Феодальная война на Руси 1425-1453 гг.