Из офисной мыши в фрилансера. Первый опыт.
Продолжаю рассказ о том, как я искала подработку в декрете.
Цель вижу, препятствий не вижу! Мотивирована по уши.
Итак, навыки есть, желание есть, есть даже немного времени на великие подвиги вне кухни. Дело за малым - найти того, кому мои услуги реально нужны.
За копейки тратить драгоценное время декретчитцы абсолютно не хотелось, поэтому разного вида биржи фриласа решительно отметались.
От маркетолога на удаленке в виде мамы в декрете добросовестные работодатели разбегались как нечисть от ладана. После нескольких отказов с формулировкой "ну у вас же ребёнок " от этой идеи пришлось отказаться.
Форумы и бизнес - чаты приводили либо любителей абсолютной халявы, либо сетевиков, маскирующихся по успешных бизнесвумен.
На этом можно было бы закончить и со спокойной совестью продолжить ныть всем и вся о безнадеге и горькой судьбинушке женщины с маленьким ребёнком, но на помощь пришёл случай в виде маминой давней приятельницы.
Дама держала свой маленький магазин всякой фигни домашнего декора с названием вроде "ГлавПромДекорТорг" в торговом центре на окраине и о социальных сетях имела весьма отдалённое представление. Торговля шла лесом, в ТЦ около МКАДа люди и так особо не ходили, арендаторы въезжали, а за "декором" с известной китайской торговой площадки тем более никто не стремился. Бизнес медленно помирал.
Спасение дама видела в интернет - торговле. По рассказам ее соседок -арендаторов в социальных сетях продаётся все. Вот вообще! Только нужно найти маркетолога или smm - менеджера и можно грузить денижищи лопатой. Минимальное участие - максимальный выхлоп.
Для одурвшей от сидения дома и выполнения однотипных задач меня эта работа показалась глотком свежего воздуха. Мелодия песенки про акуленка в моей голове играла уже не первый день, поэтому за проект я бралась как в бреду.
Старт проекта.
С этого момента я стала smm - менеджером на фрилансе. Это я так себя называла. Она же про меня говорила, что ей девочка сеточку настраивает.
Все мои представления о том, как правильно делать рекламу, писать тексты и выбирать правильные изображения разбились на первой неделе как лодка надежды о рифы реальности.
Обещанный профиль с "клиентами" оказался личной страничкой заказчицы, от которой был утерян пароль. Сама страница привязана к номеру телефона абсолютно левого человека. Доступа нет. "Лояльные подписки" оказались преимущественно ботами, фотографии - сняты на тапок. Обработка? Не, не слышали.
Масштаб проблемы начинал вырисовывается. Нужно было оживлять мамонта, только вот как?
Доступа нет, контента нет, логотипа тоже.
Эта лошадь сдохла. Запрягаем другую - переезжаем на запасной аэродром - вторую страницу заказчицы.
Очень странное ощущение, когда после работы в большой команде, где все процедуры отработаны, есть нормативы, брэндбук, статистика и другие необходимые для принятия решения вещи ты попадаешь в обстановку полной неопределённости и непонимания.
Дама не понимала, на каком языке я говорю. Что такое целевая аудитория? Креатив? Сегментация? Бриф или минимальное техническое задание? Это ей было абсолютно по барабану. Сети должны продавать. Сразу. Без бюджета. Без работы с клиентом.
Ок.
Нарисовала ей что-то похожее на логотип, привела шапку профиля в порядок. Съездила в магазин, провела съёмку. Не фотошедевр, но все же лучше тапка.
За первый месяц на профиль подписалось чуть больше тысячи человек. Не много, но начали прилетать заказы. Успешный успех, ага.
И вот начался полный треш!
1. Магазин работал с 8 утра и до 14 .00. Да, и в выходные тоже. И даже перед новым годом. Ничего баловать.
Как доехать до магазина работающему человеку? Никак, но это проблемы клиента.
Ведь в 2018 году у нас нет конкуренции.
2. Доставки просто нет. Товар хозяйка магазина везла сама, когда было удобно ей. Отправка в другие города - как пойдёт. Могла отправить, а могла доехать до отделения почты, развернутся и поехать домой.
3. Описание товара мне приходилось выбивать самой. Информация приходила примерно так: " фигурка собачки, металл". Какой металл? Размер собачки? Это не важно - захотят, и так купят.
Реквизитов для договора с почтовыми службами я так и не дождалась. Ну не надо выстраивать логистику, значит не надо.
Сюда же проблемы с наличием товара. Выставляя картинку, я никогда не знала, сколько вещей осталось.
3. Небольшие заказы она просто не смотрела.
4. Бюджет на продвижение? Зачем? Другие же и так продают.
5. Сайт или визитка с картой проезда? Мне предложили сделать его самой, если мне так надо.
Да, это же МНЕ надо, не ей.
Да, бесплатно. Тексты и фотографии я тоже должна была подготовить сама. Тыжрекламщик.
Интересно, почему же было так мало продаж? Может быть стоило отвечать на запросы и вкладывать хоть немного в рекламу? Да нет, бред какой-то.
Тем не менее, проработали мы вместе больше 6 месяцев. Несмотря на сложности с обработкой заказов продажи были, хотя и не столько, сколько хотелось. Были и весьма крупные для такого бизнеса отправки.
Расстались мы по банальной причине - кончились деньги и точка на время закрылась.
Для себя я сделала определённые выводы:
1. Не стоит хвататься за все подрят.
2. Без участия собственника хорошо сделать не получится.
3. Smm - это не совсем про продажи. Если собственник не готов настроить операционные процессы, то выхлоп будет минимальный и слон сам себя не продаст.
4. Сеточки - это в первую очередь картинка, а уж потом тексты. Картинка говно - текст читать не будут. Хоть обпишись, какая эта фигня замечательная и как она изменит твою никчёмную жизнь.
5. Последний и самый важный пункт - не делайте дополнительную работу бесплатно. Этим вы обесцениваете свой труд. Никто вас за это не похвалит, просто в следующий раз будут требовать дешевле и больше.
Это был интересный опыт, дальше стало еще веселее.