Обучение в школе, университете - этапы, всем нам известные не понаслышке. Кто то уже прошел его, а кто то еще проходит. Учитель, класс, домашние задания, подзатыльники от родителей и т.д - атрибуты, узнаваемые и знакомые до чёртиков. По крайней мере людям этого века и минувшего уж точно. Но всегда ли так было ? Как насчет, скажем, 3-его тысячелетия до н.э ? Давай те же окунемся в пучину древности и попробуем воссоздать картину на примере рядового ученика. Назовем его звучным именем Гильгамеш.
Гильгамеш проснулся рано утром. Так начинается каждый школьный день. Такое имя он получил в честь своего знаменитого тезки - героя шумерских мифов и легенд. Захватив с собой завтрак в виде двух пшеничных лепешек, молодой человек отправился в школу. Хоть Гильгамеш и не имел привычку опаздывать на уроки, в этот раз его постигла неудача. Представ пред строгим наставником и ощутив на себе его тяжелую властную энергетику, мальчишка с трепетом в сердце почтительно поклонился и извинился за опоздание. Весь оставшийся день гильгамеш с другими учениками грызли гранит науки: пересказывали таблички наизусть, которые выучили дома, постигали технику письма, записывали числа, вычисляли, изучали новые знаки и закрепляли старые. А еще получали по полной за болтовню и прочие мелкие провинности. Процесс обучения для нашего героя начался относительно недавно и он уже успел освоить самые азы - овладение техникой изготовления глиняной таблички и тростниковой палочки, и даже усвоил некоторые первые знаки. Наконец, этот долгий учебный день подошел к концу и Гильгамеш со своими друзьями побрели домой, предвкушая выходные. В месяц ученикам отводилось 6 выходных. Гильгамеш и окружающие его ученики были выходцами из семей в основном обеспеченных, легко обходившихся без участия детей в хозяйственной жизни, и конечно, способных платить за обучение. Отцы обучающихся принадлежали к разным профессиям. В их числе были чиновники различных рангов и специализаций, военачальники, ремесленники, писцы, жрецы, купцы. и т.д.
Подробности повседневной школьной жизни подкреплено найденными текстами. Возраст самых ранних из них сопоставим с возрастом первых письменных памятников. Так в развалинах Ура были обнаружены сотни табличек, относящихся приблизительно к рубежу 4-го и 3-го тыс. до н. э. Эти таблички изобилуют текстами с упражнениями, по всей видимости выполненными учениками во время уроков. Ученики упражнялись в расчётах вместимости сосудов различного объёма, решали задачи на вычисление различных величин, вычисляли площади поверхности полей и т.д.
В целом, базовая программа шумерского образования сводилась к обучению сложному искусству письма. По этой программе подготавливали, если так можно выразиться "рядовых" писцов. Но в Шумере существовали различные школы с различной программой обучения как о том свидетельствуют археологические раскопки. Так в некоторых шумерских школах ученики получали гораздо больше, нежели простое умение владеть тростниковой палочкой. Овладев искусством письма, чтения и счёта, наиболее настойчивые, способные и конечно платежеспособные ученики (точнее их семьи) переходили к своего рода специализации. Одни углубляли свои познания в области стилистики и грамматики, изучали литературу и сами становились авторами песен и гимнов, эпических поэм и афоризмов, притч и исторических хроник. Другие, овладев тайнами математики, посвящали себя строительному делу и архитектуре, строительству кораблей, каналов и пр. Третьи занимали должности в административном аппарате, руководили хозяйством страны. Отраслей знания было предостаточно. К примеру, если говорить современным языком: богословие, языкознание, ботаника, минералогия, зоология, география, астрономия, математика, ихтиология, грамматика, стилистика. Разумеется само по себе умение красиво и быстро писать высоко ценилось в Шумере. Писцы пользовались в Шумере чрезвычайно большим уважением и составляли привилегированную общественную группу. Примечательно что большая часть шумерских учёных и жрецов, несомненно, происходила из жреческого сословия. Согласно традиции, они наследовали должности и обязанности своих отцов. Но ряды служителей богов пополнялись и за счёт способных молодых людей, прошедших разные ступени приобщения к тайнам различных наук, овладевших знаниями.
Как правило для каждой семью существовали свои традиционные профессии. Отец мог передать сыну приобретённые им самим и унаследованные опыт и знания. Однако наличие образования открывало перед человеком новые возможности. Образованным людям, пусть даже и незнатным, было легче попасть к высоким должностям в царских дворцах или храмах, которая по умолчанию открыта сыновьям придворных. Для управления чётко налаженной государственной машиной, а также централизованным хозяйством требовался огромный штат чиновников, умеющих читать и писать, знакомых с действующими законами, сведущих в тех областях административной или хозяйственной жизни, которые им поручались. Но несмотря на крутые плюшки, получение образования было делом тяжелым и дорогостоящим.
Использованная литература:
Мариан Белицкий. "Шумеры. Забытый мир"