Близкие знакомые Олега Меньшикова уверяют, что помимо прочего есть у него замечательный талант — создавать вокруг себя праздник. Он «лёгок, щедр безоглядно и упоённо весел; может хулиганить, без устали аккомпанировать гостям и себе, петь песни», говорят друзья. Те же, кто давно с ним знаком, утверждают: таков он с детства.
Родители Олега Евгеньевича совершенно не были связаны с искусством: отец — военный инженер, мать — врач. Однако у мальчика рано проснулись творческие способности, и практически одновременно с обычной школой он пошёл и в музыкальную, где освоил и скрипку, и фортепиано.
В школе к увлечению музыкой добавилось ещё увлечение театром, а излюбленным местом, где он проводил свободное время, стал Театр оперетты. Любимыми постановками Олега были «Граф Люксембургский» и «Марица» — отрывки из них Меньшиков даже включил в собственную школьную пьесу.
Когда мальчик учился в девятом классе, вместе с родителями он оказался на свадьбе у сотрудницы Малого театра. И здесь он проявил себя как человек-оркестр — играл на музыкальных инструментах, аккомпанировал всем выступающим. В качестве гостя на этом торжестве присутствовал и Владимир Монахов, актёр, режиссёр и преподаватель «Щепки». Не заметить Меньшикова было нельзя, и Монахов пригласил его на прослушивание. Олег читал Пушкина.
«Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарён актёрски. И одарён незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана», —
позже вспоминал Владимир Василевич.
Так после школы Меньшиков стал студентом Монахова. Его «праздничность» проявлялась и здесь: Олег постоянно выдумывал какие-то весёлые номера, активно — как актёр и как режиссёр — участвовал в студенческих капустниках.
Заводной характер не позволял Меньшикову подолгу служить в одном театре: если сразу не давали большой роли, он переходил в другой. Сначала Олег Евгеньевич служил в Малом театре, затем в театре Советской Армии, далее были театр Ермоловой и театр Моссовета.
В одном из спектаклей его увидела оскароносная Ванесса Редгрейв и предложила играть в лондонском «Глобусе». Когда-то в нём впервые были поставлены пьесы Шекспира, правда, то самое здание не уцелело — было уничтожено пожаром. В общем, британская актриса поманила Меньшикова ролью Есенина в постановке «Когда она танцевала», и он согласился. В результате был удостоен аналога «Оскара» — премии Лоуренса Оливье.
«Это был удивительный период моей жизни. Помню, как я был потрясён, когда вышел на сцену театра «Глобус» и услышал восторженный рёв. А публика была какая! Ходил практически весь театральный Лондон, потому что спектакль стал знаменит», —
делился впечатлениями актёр.
Однако широкий зритель знает Олега Меньшикова в первую очередь по кино. Его дебют в этом виде искусства состоялся ещё в студенческую пору — в военной драме С. Шахбазяна «Жду и надеюсь» он сыграл главную роль.
На съёмочной площадке «Родни» Никиты Михалкова Меньшикова нашёл Михаил Козаков, уже забраковавший более двух десятков претендентов на роль Костика в «Покровских воротах». Олег зацепил режиссёра, вероятно, потому, что и сам был такой же хулиганистый и весёлый, как его персонаж. В итоге картина стала настолько удачной, что до сих пор многие фразы из неё живут самостоятельной жизнью.
Меньшиков же проснулся знаменитым, и многие режиссёры стали приглашать юное дарование к себе. Однако Олег Евгеньевич больше отказывался, чем соглашался.
«Меня считали сумасшедшим, потому что мне предлагают сниматься, а я отказываюсь. Но я не могу органически, для меня противоестественно делать то, что мне не нравится», —
признался как-то актёр.
Отверг он и предложение С. Дружининой сыграть гардемарина Сашу Белова. В итоге роль досталась С. Жигунову, который, по мнению Дружининой, её провалил. И тогда режиссёр упросила Меньшикова хотя бы озвучить героя, на что он согласился.
Но наиболее плодотворным оказалось сотрудничество Меньшикова и Михалкова. Первым шедевром стали «Утомлённые солнцем»: фильм принёс актёру несколько наград, в том числе и Государственную премию России. Затем был «Сибирский цирюльник», где Олег Евгеньевич в 38 лет сыграл 20-летнего юнкера.
Поговаривают, что ради этого он даже сделал пластическую операцию. Хотя, скорее, просто тренировался в спортзале, поддерживая форму.
После Михалков решил снять продолжение «Утомлённых солнцем» и снова позвал Меньшикова. В этом фильме Олег Евгеньевич снялся, но вот в «12» он Михалкову отказал.
Судачили, что после этого отношения меду ними испортились, однако вряд ли — сотрудничество двух «М» продолжилось. Как отметил «главный блогер страны» Станислав Садальский: «Единственный минус Меньшикова в том, что Никита Михалков его любит». В этой фразе есть над чем поразмышлять…
👉Википедия
Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Народный артист Российской Федерации. Трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Родился: 8 ноября 1960 г. (59 лет), Серпухов, Московская область, РСФСР, СССР
Рост: 174 см
В браке с: Анастасия Чернова (с 2005 г.)
Родители: Елена Меньшикова, Евгений Яковлевич Меньшиков