Найти в Дзене
Монтессори.Дети

Ребёнок плохо ест: что может помочь

Оглавление

В редакцию пришёл вопрос: «Подскажите как быть. Сын самостоятельно не ест, умеет, но не хочет. Аппетит плохой всегда. Еду в тарелку кладет себе сам, садится за стол, съедает пару ложек и все...Дальше едой играет, перекладывает в другие тарелки, кастрюли и т. д. С водой, чаем ситуация такая же, попьет немного остальное нарочно разольет или в другие емкости перельет».

Отвечает Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет

Что важно помнить о питании детей

Тема еды — одна из важнейших в первые годы жизни и доставляет немало беспокойств родителям. Но давайте вначале обозначим несколько важных моментов, которые нужно учитывать.  

Еда — естественная потребность. Ребёнок себе не враг и, если нет серьёзных нарушений или заболеваний, голодать себе во вред не будет. 

Количество, частота и скорость приёма пищи очень индивидуальны. Кто-то предпочитает поесть в течение дня несколько раз, но плотно и с большими промежутками, а кому-то предпочтительнее есть меньше, но чаще. Это зависит от конституционального строения и других особенностей. И кстати, в разные дни мы тоже едим по-разному - на нас влияет погода, активность и её отсутствие и т.д. Поэтому в какой-то день ребёнок может поесть больше, а в какой-то - меньше обычного и это нормально.

Еда — это очень интимный процесс. Помимо насыщения, это ещё и обращённость к себе, умение прислушиваться к себе — голоден ли я, сколько я хочу съесть, хочется ли мне именно это или другое, хочется ли мне есть быстро или медленно, комфортно ли мне есть в этих условиях (когда включена музыка или все громко разговаривают, на столе вперемешку чистая и грязная посуда, в помещении слишком яркий свет и т.д. Просто вспомните себя, всё ли вам равно, когда вы приходите в гости или в кафе, где и как вы будете принимать пищу?)

Это очень и очень важные вещи, формирующие схему тела и образ тела (отношение к своему телу, восприятие тела) буквально с рождения и потом влияющие на личность человека и его жизнь в дальнейшем. И насилие в этом вопросе, когда еда буквально впихивается в ребёнка всеми правдами и неправдами — угрозами и уговорами (за маму за папу), под мультфильмы и прочее — ни к чему хорошему не приводят.

Еда — это часть социальной и культурной жизни. Ребёнок буквально с рождения начинает впитывать нормы, принятые в семье и обществе и формирует привычки, которые потом бывает очень сложно менять. Именно поэтому лучше с самого начала закладывать правила и выстраивать границы. 

Что мы можем сделать, чтобы ребёнок начал есть самостоятельно

Создать среду

  1. Подготовить индивидуальную посуду и столовые приборы в доступе малыша: на полке, в ящике, на стеллаже и т. д.
  2. Организовать место для приёма пищи: растущий стул за общим столом или маленький стол и стульчик.
  3. Организовать процесс уборки: контейнер для грязной посуды, тряпочку, совок с веником.

Установите правила, которых все неукоснительно придерживаются. Для ребёнка это вопрос уверенности — этот мир устроен так, я это понимаю, я могу быть спокоен.

Если сегодня это нельзя, завтра это можно, мама запрещает, папа разрешает, то почва начинает уходить из под ног, ребёнок старается её обрести, помногу раз проверяя — а так ли это на самом деле. Конечно, исключения могут быть: ребёнок заболел, в дороге, что-то ещё произошло, но это нестрашно, если есть твёрдый фундамент.

Поэтому обсудите и определите правила в вашей семье: можно ли ходить с едой по квартире, можно ли играть с едой и т. д. Кстати, здесь же порекомендую не делать из продуктов занятия типа пересыпания или поделок — это тоже может сбивать ребёнка с толку.

Следуйте этим правилам. Если ребёнок стал играть едой — значит, он не голоден, и может пойти поиграть и вернуться, когда проголодается. 

Уберите со стола и вокруг всё лишнее, что отвлекало бы ребёнка или провоцировало игру: лишнюю посуду, мультфильмы и игрушки и т. д.

Соблюдайте ритуалы: перед едой моем руки, за столом взрослые показывают пример поведения и т. д.

Посмотрите на время приёма пищи. Возможно, оно неудачно и ребёнок ещё не успел проголодаться или устал и уже не хочет, или нахватался перекусов — печенья, фруктов и т. д.


Как мотивировать к еде косвенно

  1. Вовлекайте в процесс приготовления пищи: то, что приготовил сам, есть гораздо приятнее и веселее, ещё и других угостить можно. Да и аппетит приходит не во время еды, а во время её приготовления — включаются разные рецепторы: запах, тактильные ощущения, цвет. Всё это возбуждает аппетит. 
  2. Привлекайте ребёнка к накрыванию на стол, причём не только себе, но и другим членам семьи, попутно обсуждая, что любит есть каждый, что нравится ребёнку и т. д.
  3. Давайте самому накладывать еду себе и, как вариант, ухаживать за другими (а ещё на чужих тарелках часто бывает вкуснее). Дети этого возраста также любят убирать посуду в посудомойку или мыть её, а это проще делать, когда на ней еды не остаётся.

Но самое главное сейчас успокоиться, согласиться, что от голода ребёнок не умрёт, понаблюдать за ним какое-то время, проанализировать и только потом что-то делать.

Ещё по теме:
Как устанавливать правила ребёнку
Готовим с малышом