1K подписчиков

17 лет мучений. Как строился стадион «Зенита»

1,6K прочитали
Фото: twitter.com/zenit_spb
Фото: twitter.com/zenit_spb

Почти 42 миллиарда рублей, несколько генподрядчиков и очень много обещаний.

«Распил арена» — главный памятник российской коррупции, «Долгострой» и прочие обидные названия сопровождали стадион «Санкт-Петербург» во время его строительства. Сейчас в 2018 году арена на Крестовском, безусловно, одна из лучших не только в Европе, но и в мире.

Но давайте вспомним, как стадион строился, какие были этапы, с какими трудностями сталкивались архитекторы. Вернемся в прошлое и отследим строительство стадиона «Зенит» онлайн. Начнем с событий 18-летней давности, когда у арены еще не было даже имени и болельщики окрестили ее по названию главного клуба Петербурга.

Фото: opeterburge.ru
Фото: opeterburge.ru

Начало

В 2000 году руководство клуба всерьез начало прорабатывать ход строительства стадиона. «Зенит» 18 лет назад постройку оценил в 30 миллионов рублей. Как же в руководстве ошибались…

Перемещаемся в 2008 год, когда от слов наконец-то перешли к делу. За предыдущие восемь лет сделали очень мало. Во-первых, утвердили проект стадиона. Выиграл макет японского архитектора Кисе Курокава, который назывался «Космический корабль». Японец сам должен был возглавить строительство, но при странных обстоятельствах архитектор в 2007 году погиб. Во-вторых, были произведены все работы по сносу стадиона имени Кирова, а летом 2007 года заложили первый камень нового стадиона.

А затем и началось то, из-за чего над петербургским стадионом все так долго смеялись и иронизировали. Да и сейчас продолжают. В 2008 году стоимость проекта росла, как на дрожжах: начинали со 100 миллионов евро, затем всплыла цифра 440 миллионов, а к концу года и вовсе 584.

Но в ноябре 2008 года внезапно был разорван контракт с подрядчиком, компанией «Авант». Никакой официальной информации по этому событию не было, но по слухам дело было во внезапном удорожании проекта. Если верить РБК, к моменту разрыва соглашения предприятие-генподрядчик выполнило оговоренный вид работ стоимостью 5 млрд 450 млн рублей. При этом стоимость строительства стадиона на тот момент оценивалась в 23 млрд 713 млн 560 тыс. рублей. Как вы понимаете, в какой-то момент стоимость стали переводить в рубли, что сделало процесс еще более громоздким.

Фото: stadiums.at.ua
Фото: stadiums.at.ua

Продолжение

В конце 2008 года и начале 2009 на самом стадионе закончились подготовительные работы по строительству и началась работа по построению трибун. При этом первые проверки ФИФА постановили: некоторые критерии не соответствуют требованиям. Самые главные проблемы – планировка подтрибунных помещений и конфигурация трибун. Чем это все закончилось? Конечно, внесенными изменениями и раздуванием сметы. Вбухали еще денег из городского бюджета, а видимых результатов так и не произошло. Например, в ноябре 2011 года на встрече вице-премьера Дмитрия Козака и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко приняли решение, что придется заплатить еще 7 миллиардов. Интересно, что совершенно непонятно было, кто руководит строительством. Иногда в прессе выступал некто Дмитрий Буш директор организации «Моспрект-4». Чуть позже комментарии стал давать гендиректор «Трансстроя» Игорь Пайкин. Именно он летом 2012 года заявил, что если прямо сейчас не вложить еще 200 миллионов долларов, то стройку закончить будет сложно.

Звоночек прозвучал в сентября 2012 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал ситуацию со стадионом позорной, а также добавил, что из федерального бюджета денег больше не будет. Через полгода Георгий Полтавченко добавил, что стадион должны достроить и без городских вливаний.

Фото: allstadions.ru
Фото: allstadions.ru

Кульминация

Развязка у этой истории случилась летом 2016 года. Как гром среди ясного неба появилась новость о том, что заказчик (город) и генподрядчик («Трансстрой») вступили в открытый конфликт.

В связи с ситуацией, сложившейся при строительстве футбольного стадиона в западной части Крестовского острова, правительством Санкт-Петербурга было принято решение о расторжении государственных контрактов с генеральной подрядной организацией, сообщил официальный сайт правительства. Неожиданно, да? И это за год до старта Кубка Конфедераций, в котором Петербург был главным городом. И в тот момент, когда ситуация действительно практически вышла из-под контроля, решение все-таки было найдено. Достраивать арену поручили компании «Метрострой». Она с этим заданием успешно справилась, хоть и дата сдачи арены в эксплуатацию несколько раз менялась. В итоге, несколько тестовых матчей помогли выявить имеющиеся проблемы. Кубок Конфедераций, а затем и чемпионат мира прошли успешно. В 2017 году «Зенит» и город подписали соглашение, по которому стадион на ближайшие 49 лет переходит под контроль «сине-бело-голубых».

В конце ответим на самый главный вопрос. Сколько же это все стоило? Городской комитет по строительству назвал точную цифру. 41 миллиард 712 миллионов рублей. Живите с этой цифрой.

Константин Белюков