Найти тему
Фантастика сегодня

Пелевин "Тайные виды на гору Фудзи"

Так это выглядит
Так это выглядит

Если бы Пелевин не написал предыдущих своих книг, таких, как “Чапаев и Пустота”, “Омон Ра” и “S.N.U.F.F.”, то нынешнюю - “Тайные виды на гору Фудзи” без всяких сомнений я бы не прочитал.

Очень странное впечатление она производит. Вроде все на месте: язык хорош, а местами -- очень хорош, присутствуют афористичные высказывания, каждое из которых другому автору послужило бы поводом для написания отдельного романа. Сатира, ориентальная экзотика, технологии и мистические прозрения. Это же все те же компоненты самых удачных книг Виктора Олеговича! Но почему так невыносимо скучно? В чем же дело? А в том, что напихать под одну обложку ингредиентов по списку - не достаточно. И я и шеф из “Кафе Пушкин” в кастрюлю кладем приблизительно одно и то же, но у меня получается такой себе супчик, а у него - шедевр кулинарной архитектуры, не просто еда, а источник вдохновения, эротических переживаний а для кого-то цель в жизни, которая после первой ложки этого волшебного варева будет посвящена обретению возможности есть ТАКОЕ каждый день.

Сколько человек фотографировало гору Фудзи? Почему у них не получилось, как на картинках Хокусая?
Сколько человек фотографировало гору Фудзи? Почему у них не получилось, как на картинках Хокусая?

Пелевин сложил в одну кипящую емкость все, необходимое для того, чтобы получилась отличное литературное блюдо. Но как в борще капуста, свекла и картошка должны подружиться друг с другом, так и в книге все составные части должны взаимно проникать друг в друга, а у Пелевина это почему-то в очередной раз не получилось. Слишком много воды, наверное.

Водой в данном случае явились невыносимо длинные буддийские загоны. На что рассчитывал автор? На то, что я проникнусь тибетской духовностью? Ну, желай я такого, я бы и взял соответствующий учебник. Или он, по примеру братьев-сестер Вачовски решил спрятать за оболочкой авантюрного романа откровение об истинном устройстве мире? Ну, для конспирологического романа основная идея недостаточно ярка и оригинальна.

Давайте признаемся себе честно - из всего многообразия буддийской культуры нам больше всего интересен мордобой. Ну, большинству из нас.
Давайте признаемся себе честно - из всего многообразия буддийской культуры нам больше всего интересен мордобой. Ну, большинству из нас.

А что мне еще предположить по данному поводу?

Впрочем, и это было бы полбеды. Я очень рассчитывал, что в книге появится рано или поздно фирменная пелевинская лирика. Для этого были основания - есть в сюжете одно переплетение главных героев, которое могло разрешиться в какую-то романтическую фракцию. И тут надо отметить, что Пелевин один из немногих наших современных писателей, особенно пишущих в жанрах, смежных с фантастикой, кто владеет искусством рассказывать истории любви. S.N.U.F.F. тому примером, отношения между Петром и Анной в “Чапаеве” , “Священная книга оборотня” и многое что другое указывают на то, что это умение Виктора Олеговича - не случайные удачи, а именно еще одна грань мастерства.

Больше того скажу, Пелевин умеет быть романтичным в самом широком смысле - он умеет построить красивый, привлекательный образ так, чтобы незаметна была налипшая на него шелуха оставленная предыдущие поколениями графоманов, писавших о том же и заляпавших идеал плодами своих творческих потуг. Романтика космических полетов в “Омон Ра” и детские воспоминания героя в “Советском реквиеме”, скажем. Разве не романтика?

"Советский реквием" Пелевина - может быть самое горькое и самое пронзительное признание в любви умершей империи
"Советский реквием" Пелевина - может быть самое горькое и самое пронзительное признание в любви умершей империи

До последнего момента я ждал, что за часы терпения, когда я пробирался через чуждую терминологию и скучные объяснения, Пелевин вознаградит меня финалом, красивым и печальным, как в S.N.U.F.F. . Или чем-то еще, сродни тому.

Но нет. Все кончилось не взрывом, но всхлипом. И это было самым обидным. Если Омон Кривомазов в финале видит знаки грядущих перемен, если S.N.U.F.F. заканчивается счастливым бегством влюбленных, то в конце “Фудзи” все остаются при своем, только слегка поменявшим порою вид. И даже сколковский стартапер в накренившемся морском горизонте усматривает милую ему японскую гору, на которую он как взбирался в самом начале, так и продолжает ползти.

Кстати, в этой книге Пелевин дает рецепт обзоров того же рода, как и тот, что вы слушаете: по словам Виктора Олеговича, надо кратко пересказать сюжет и добавить к пересказу запах собственных подмышек. И вот именно сюжет я пересказывать не буду. Нечего там пересказывать: олигархи, шлюхи, буддизм и бабло. Все, как всегда. Пелевин совершил самый непростительный промах, который может только совершить писатель, претендующий на интеллектуальность - он перестал быть оригинальным, запутавшись в самоповторах. Причем, ошибку он эту совершает не в первый раз. Возможно, что для меня это означает только одно - скорее всего это последняя книга Пелевина, на которую я потратил время.

Чтобы не пропустить наши новые публикации - подписывайтесь на канал.

А еще на нашей странице во ВКонтакте мы выкладываем фантастические аудиорассказы молодых российских авторов и новости жанрового кинематографа, обзоры новых книг и многое другое интересное. Подписывайтесь, у нас там даже стримы есть!