Городская усадьба Гурьевых в Лялином переулке - идеальная иллюстрация изворотливости московских домостроителей 19 века.
Хоть в учебниках размещай.
Дело в том, что в России экономили, скажем так - по вертикали. А в Европе - по горизонтали.
Все Вы, наверное, можете легко представить уютный городской пейзаж где-нибудь в Германии, Голландии, Швеции.
Домики на этих улочках нередко узкие и высокие, как карандашики. Лепятся тесно друг к другу.
Это потому, что налог брали за квадратные метры на земле, а этажность, как правило, не ограничивали.
В Москве все было наоборот - налог брали за этажи выше разрешенного минимума. То есть ограничивали рост домов вверх (в разное время по разным причинам, причем не всегда экономическим).
Поэтому в 19 веке получили такое распространение антресоли и мезонины – разновидности полуэтажей.
Антресоль – это, фактически, верхняя часть высокой комнаты, разделенной на два этажа.
А мезонин - надстройка над средней частью жилого дома, часто с балконом. Помните «Дом с мезонином» Чехова? – Мисюсь, где ты?
Если внимательно посмотреть, то многие особняки Москвы по «парадному» фасаду (т.е. по красной линии улицы) имеют 2 этажа, а если завернуть во двор, то с противоположной стороны у этого дома будет 3 или даже 4 этажа!
А что – инспекция во двор не заходит.
В доме Гурьевых как раз такой случай. На парадном фасаде – 2 этажа.
А на дворовом фасаде – 4 этажа.
Причем здесь мы видим как антресоль, так и мезонин.
В реальности, весь женский и детский мир московских городских усадеб (все эти барчуки, приживалки, мамки-няньки, камердинеры и т.д.) был сосредоточен преимущественно там, в полуэтажах.
Потолки в этих помещениях низкие, отапливать их гораздо легче, чем парадные анфилады залов.
P. S. В Англии, кстати, в какой-то момент стали брать налог на окна. В результате владельцы домов стали повально закладывать оконные проемы и теперь во многих старинных зданиях в Лондоне можно увидеть глухие окна.
Владельцы их сохраняют. Следы истории!
И даже дошло до того, что современные архитекторы-постмодернисты, которые строили новое здание одного известного художественного музея в Лондоне, специально спроектировали заложенные проемы окон, чтобы таким образом искусственно "состарить" здание.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте также: