Найти тему
History of Germany

ТАНК PZ.KPFW. I (SD.KFZ. 101)

ТАНК PZ.KPFW. I (SD.KFZ. 101)

Pz.Kpfw. I (Panzerkampfwagen I) (Sd.Kfz. 101) – легкий немецкий танк 30-40-х годов прошлого века, принявший участие во Второй мировой войне на начальном ее этапе. Стал первым немецким танком, который был разработан и выпущен после Первой мировой войны.

Легкий танк Pz.Kpfw. I Ausf A в Военном музее города Мюнстер (Германия)
Легкий танк Pz.Kpfw. I Ausf A в Военном музее города Мюнстер (Германия)

История и предпосылки создания.

После поражения Германии в Первой мировой войне ей по условиям мирных соглашений запрещалось иметь бронетанковые силы. Но в начале 20-х годов прошлого века рейхсвер имел потребность в создании бронированной машины, способной обеспечить поддержку пехоты в тактическом наступлении. Невзирая на то, что Германия была обессилена выплатой непомерно больших репараций, начиная со средины 1925 года управление вооружений рейхсвера начало производить секретные работы по разработке и созданию новых легких танков. В период с 1925 по 1930 год было создано несколько опытных образцов и прототипов, которые имели ряд серьезных недостатков в своей конструкции, не позволивших их производить серийно. Но все же данные опытные образцы стали в последствии основой для развития будущего танкостроения Германии. В начале 1930 года, управление вооружений инициировало разработку новой машины, которую из-за повышенной секретности назвали «малым трактором». Предполагалось использовать разрабатываемую машину в качестве бронемашины для проведения разведки, тягача или базы для САУ, тягача. Вопрос использования проектируемой машины в качестве танка был поначалу достаточно сомнительным. Заказ на разработку и производство машины получила фирма «Крупп». Кроме фирмы «Крупп» разработкой надстройки занималась фирма «Даймлер-Бенц». Машина была запущена в серийное производство в январе 1934 года, а уже в марте этого же года первые машины сошли с конвейера в распоряжение рейхсвера.

Немецкие легкие танки Pz.Kpfw. I на контрольно-пропускном пункте Бергсунд в Норвегии, 1940 год
Немецкие легкие танки Pz.Kpfw. I на контрольно-пропускном пункте Бергсунд в Норвегии, 1940 год

Компоновка.

Компоновка танка Pz.Kpfw. I стала впоследствии классической для танков схожего класса. Двигатель размещался в кормовом отделении, там же размещались частично и топливные баки. В переднем отделении размещались агрегаты и узлы трансмиссии. Отделение по управлению танком было объединено с боевым отделением, именно здесь и размещался экипаж. Экипаж танка Pz.Kpfw. I состоял из двух человек — командира танка, который обслуживал пулеметы в башне и механика-водителя. Башня танка располагалась со смещением вправо.

Гауптман Вермахта Герберт Штиммер перед Pz.Kpfw. I, Восточный фронт, 1941 год
Гауптман Вермахта Герберт Штиммер перед Pz.Kpfw. I, Восточный фронт, 1941 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование танка Pz.Kpfw. I было разработано по противопульному принципу и обеспечивало защиту исключительно от пуль винтовочных калибров и некрупных осколков снарядов полевых орудий.

Корпус танка Pz.Kpfw. I монтировался из катаных листов хромоникелевой гомогенной броневой стали, общей толщиной в пределах от 5 до 13 миллиметров. Сборка листов производилась путем их крепления к подкладному каркасу танка или между собой путем сваривания. Некоторые детали и элементы корпуса крепились во время сборки с помощью как заклепок, так и болтов.

Корпус танка Pz.Kpfw. I состоял из двух основных составляющих: так называемой, ванны шасси и основной надстройки. Передняя (лобовая) часть ванны состояла из 13-миллиметрового нижнего бронелиста, ориентированного под углом в 25 градусов к вертикальной нормали и 8-миллиметрового среднего броневого листа, ориентированного под углом 70 градусов. Правый и левый борта ванны состояли из цельно катанных вертикальных 13-миллиметровых броневых листов. Корма аналогично состояла из 13-миллиметровых броневых листов в верхнем и нижнем положении, ориентированных соответственно под углами в 15 и 55 градусов. Днище танка Pz.Kpfw. I формировалось из бронеплит, сваренных в 5-миллиметровый броневой лист. Основная надстройка корпуса состояла из подбашенной коробки восьмигранной формы, которая располагалась сверху боевого отделения и кормового (моторного) отделения. Вертикально направленные поверхности подбашенной коробки состояли из 13-миллиметровых броневых листов и ориентировались под углом в 21 градус, а ее крыша формировалась при сборке из 8-миллиметрового бронелиста.

Кормовая (тыльная) часть основной надстройки различалась в зависимости от модификаций танка. Так, например, на танке Pz.Kpfw.I Ausf A она состояла из 13-миллиметровых бортов, ориентированных под углом в 6 градусов, а у Pz.Kpfw. I Ausf B кормовая часть надстройки имела большую высоту и, следовательно, совсем другие углы наклона от нормали крыши и кормового броневого листа соответственно в 87 и 0° градусов.

Одноместная башня танка Pz.Kpfw. I была конической формы и размещалась в боевом отделении со смещением вправо, устанавливаясь на роликовой опоре. Лоб башни формировался из 13-миллиметрового бронелиста, ориентированного под углом 8 градусов к вертикальной нормали и обтекаемой цилиндрической маски пулеметов (в некоторых редких случаях орудия), формируемой из броневого листа, имевшего переменную толщину в пределах от 15 миллиметров в районе оси установки пулемётов до 7 миллиметров в боковых правой и левой частях. Бортовые и кормовые части башни формировались из 13-миллиметрового броневого листа, ориентированного под углом в 22 градуса. Крыша башни формировалась из 8-миллиметрового бронелиста, переходящего от кормового и лобового броневых листов, ориентированных соответственно под углами в 81 и 90 градусов. Повороты башни осуществлялись механическим способом вручную командиром танка с помощью винтового механизма, который обеспечивал поворот башни на 360 градусов за 60 оборотов штурвала.

Для посадки и высадки в танк Pz.Kpfw. I, каждый член экипажа пользовался индивидуальным люком. Для командира танка предназначался полукруглый одностворчатый люк, размещенный на крыше башни. Механик-водитель пользовался боковым (в левом борту танка) двухстворчатым люком.

Колонна немецких легких танков Pz.Kpfw. I, Франция, лето 1940 года
Колонна немецких легких танков Pz.Kpfw. I, Франция, лето 1940 года

Вооружение.

Вооружение легкого танка Pz.Kpfw. I составляло из двух 7,92-миллиметровых пулемётов MG-13 на модификациях Pz.Kpfw. I Ausf A и Pz.Kpfw.I Ausf B в ранние периода выпуска. Позже на танках Pz.Kpfw. I Ausf B стали устанавливать пулеметы MG-34. В ряде случаев часть первых танков Pz.Kpfw. I была оснащена укороченным вариантом пулемета MG-13k. Боекомплект обеих пулемётов состоял в поздние периоды эксплуатации танка из 2250 патронов, помещенных в 90 барабанных магазинов, имевших емкость по 25 патронов.

Оба пулемёта устанавливались в спаренном варианте установки в маске башни в лобовой части. Левый пулемёт жёстко закреплялся в маске, а правый был ориентирован таким образом, что его наводка производилась специальным устройством. Для наводки пулеметов использовали телескопический прицел, произведенный фирмой «Цейсс» модификации T.Z.F.2.

Немецкая пехота с легким танком Pz.Kpfw. I продвигаются в сторону фронта, СССР, лето 1941 года
Немецкая пехота с легким танком Pz.Kpfw. I продвигаются в сторону фронта, СССР, лето 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Одним из основных отличий между основными модификациями танка Pz.Kpfw. I – Pz.Kpfw. I Ausf A и Pz.Kpfw. I Ausf В являлся тип силовой установки. Модификация Pz.Kpfw. I Ausf A была оснащена четырехцилиндровым карбюраторным оппозитным двигателем с воздушным охлаждением фирмы «Крупп» модели M305. Двигатель M305 имел объём в 3460 кубических сантиметров и развивал мощность от 57 до 60 лошадиных сил. Двигатель размещался в передней части кормового (моторного) отделения вдоль оси танка, при этом воздушные фильтры и карбюраторы размещались по обе стороны от него. В качестве топлива для двигателя M305 использовался этилированный бензин, имевший октановое число не ниже 76 и не выше 80. Топливо заливалось в два топливных бака, имевших ёмкость в 72 литра каждый и размещавшихся в задней части кормового (моторного) отделения.

Модификация Pz.Kpfw. I Ausf B была оснащена шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением фирмы «Майбах» модели NL 38 Tr. Рабочий объём двигателя NL 38 Tr – 3800 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать мощность до 100 лошадиных сил. Компоновка и размещения двигателя NL 38 Tr было аналогичным модификации Pz.Kpfw. I Ausf A. Два топливных бака, которые имели общую ёмкость в 146 литров, теперь размещались по правому борту в корпусе танка в отдельном отсеке. В левой части кормового (моторного) отделения был размещен генератор и радиатор системы охлаждения.

Трансмиссия танка Pz.Kpfw. I, согласно общей компоновки, размещалась в лобовой части корпуса с частичным переходом в боевое отделении. На танках модификации Pz.Kpfw. I Ausf A она состояла из:

Редуктора, имевшего передаточное число 0,763, который соединялся с двигателем;

Ступенчатого карданного вал, который проходил через боевое отделение;

Главного двухдискового фрикцион, работающего по принципу сухого трения;

Механической пятискоростной коробки передач модели Aphon-Getriebe F.G.35;

Фрикционно-шестеренчатого механизма поворота;

Двух однорядных бортовых передач.

В трансмиссии модификации Pz.Kpfw. I Ausf B отсутствал редуктор, что и отличало ее от Pz.Kpfw. I Ausf A.

Ходовая часть танков модификации Pz.Kpfw. I Ausf A по каждому борту имела: сдвоенное ведущее колесо, четыре одиночных опорных обрезиненных катка, имевших диаметр 530 миллиметров, обрезиненный ленивец и три обрезиненных поддерживающих катка.

Корпус танка модификации Pz.Kpfw. I Ausf B был несколько удлинён, поэтому для улучшения основных эксплуатационных характеристик подвески, в ее конструкцию было добавлено опорный и поддерживающий катки, ставшие по счету пятым и четвертым соответственно, при этом пятый каток устанавливался вместо ленивца.

Гусеницы танка Pz.Kpfw. I разрабатывались по принципу цевочного зацепления. По типу они были мелкозвенчатые и двухгребневые, и собирались из стальных литых траков модели Kgs. 67 280-90 с габаритными размерами в ширину 260 и шагом 91 миллиметр.

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. I Ausf B (Sd.Kfz. 101) на военном параде 1939 год
Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. I Ausf B (Sd.Kfz. 101) на военном параде 1939 год

Боевое применение.

Танк Pz.Kpfw. I принимал участие в боевых действиях Гражданской войны в Испании, где выяснилось его уступание в огневой мощи и ходовых характеристиках алогичным по классу советским танкам. Несмотря на это, это был пик славы и военной доблести данного типа танков. Воюя в составе армии мятежников, они обеспечивали поддержку наступающей пехоте генерала Франко на различных фронтах Гражданской войны в Испании.

На начальном этапе Второй мировой войны Pz.Kpfw. I широко применялись во французской кампании, на Балканах, в Северной Африке и во время вторжения в СССР. Их использование уже к этому времени сводилось к разведывательно-дозорным функциям и огневой поддержке при борьбе с партизанами в СССР и Югославии. Так же часто танк Pz.Kpfw. I использовался, как командирский.

Гейнц Гудериан называл танки Pz.Kpfw. I обузой Вермахта, так как отдавал предпочтение в применении на фронтах более совершенным в то время танкам. Но несмотря на это, танки Pz.Kpfw. I в качестве боевых машин дошли до Москвы, где были практически все потеряны. Оставшиеся их образцы на Восточном фронте постепенно заменялись более новыми танками вплоть до средины 1942 года, а в Северной Африке танк прослужил вплоть до 1943 года.

Некоторое количество танков Pz.Kpfw. I фирмой Alkett было переоснащено в легкие противотанковые самоходно-артиллерийские установки Panzerjäger I, которые прослужили в Вермахте примерно до начала 1943 года.

В настоящее время осталось всего несколько образцов танка Pz.Kpfw. I и машин, созданных на его базе, в военных музеях разных стран мира.

Подбитый артиллерией РККА немецкий легкий Pz.Kpfw. I, Украина, лето 1941 года. На снимке четко видно последствия попадания снаряда ориентировочно калибра 45 миллиметров в центральную часть башни танка
Подбитый артиллерией РККА немецкий легкий Pz.Kpfw. I, Украина, лето 1941 года. На снимке четко видно последствия попадания снаряда ориентировочно калибра 45 миллиметров в центральную часть башни танка