57,8K подписчиков

Новодевичье кладбище. Скульптор Вера Мухина и доктор Алексей Замков. История любви. Часть вторая

4,3K прочитали
Продолжение рассказа о великом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже знаменитом враче Алексее Замкове. 
Начало смотрите здесь.

Продолжение рассказа о великом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже знаменитом враче Алексее Замкове.
Начало смотрите здесь.

Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953)

Продолжение рассказа о великом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже знаменитом враче Алексее Замкове. 
Начало смотрите здесь.-2

Родилась в Риге в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина, человека весьма состоятельного и влиятельного.
Девочке было всего два года, когда от туберкулеза умерла её мать. Опасаясь за здоровье дочери, отец увез её в Феодосию, где девочка прожила до 1904 года.
В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. После смерти отца Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске. После того как Вера с отличием окончила гимназию, обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре.
В Москве Вера Мухина начинает всерьез учиться живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова.

На Рождество 1912 года девушка отправилась в гости к родственникам в Смоленскую губернию, где с ней произошел несчастный случай. Во время катания на санках с горы, она врезалась в дерево и сильно повредила лицо. В результате 8 перенесенных пластических операций миловидное лицо юной девушки приобрело достаточно грубые, волевые, практически мужские черты. Операции делались в Париже, где Вера решает задержаться после лечения и продолжить обучение.

Вера Мухина в молодости
Вера Мухина в молодости

В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

В Москву Вера Мухина вернулась летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны. Окончив курсы медсестёр, она начинает работать в военном госпитале, и там знакомится со своим будущим мужем Алексеем Замковым, который сначала находился в медицинском учреждении на лечении, а затем остался в нем работать в качестве врача-хирурга.
Поженились молодые люди уже после Великой Октябрьской революции в 1918 году.

Монументальная пропаганда

Сразу после победы Октябрьской революции и переезда Советского правительства в Москву, Вера Мухина становится одним из активных участников претворения в жизнь «Ленинского плана монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.
Мухина в 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода и остался неосуществлённым.
Так же она была автором нескольких проектов скульптур, названия которых говорят сами за себя. «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), памятник В. М. Загорскому (1921) и «Пламя революции» (памятник Я. М. Свердлову) остались только в макетах, хотя вполне были в духе того времени.

Однако, молодая художница уже прочно вошла в обойму ведущих творцов нового советского искусства. Кроме скульптуры она занималась оформительством, промышленным дизайном и даже создавала коллекции модной одежды.

В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной «петушиный узор».

Но все же ваяние оставалось главным делом её жизни. В 1927 году её скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. После Второй мировой войны, работа перешла в собственность музея Ватикана в Риме.

"Крестьянка" сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело
"Крестьянка" сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело

В 1930 году Вера Мухина вместе с мужем и сыном Всеволодом оказываются в ссылке в Воронеже.
Благодаря заступничеству Горького, им достаточно быстро удается вернуться в Москву.
Нужно сказать, что с семьёй Алексея Максимовича Горького Веру Мухину связывала многолетняя крепкая дружба. Когда в 1934 году при невыясненных до конца обстоятельствах погиб
единственный сын писателя Максим Пешков, именно к ней безутешный отец обратился с просьбой о надгробном памятнике.
Конечно же, Вера Игнатьевна не отказала своему старинному другу и благодетелю, и сегодня беломраморная статуя молодого человека один из наиболее узнаваемых памятников Новодевичьего кладбища.
Позже Мухина станет автором сразу трех памятников великому пролетарскому писателю: двух в Москве и одного на его Родине в Горьком, ныне Нижний Новгород.

Памятник Максиму Пешкову на Новодевичьем кладбище.
Памятник Максиму Пешкову на Новодевичьем кладбище.

Могила Максима Пешкова находится на 2 участке совсем недалеко от того места, где позже будет похоронен сначала муж Веры Мухиной, Алексей Замков, а затем и она сама

Еще один знаменитый надгробный памятник работы Веры Мухиной на этом же участке установлен на могиле знаменитого оперного певца Леонида Собинова.

Этого "Умирающего лебедя" сама Вера Мухина считала своим лучшим творением.
Этого "Умирающего лебедя" сама Вера Мухина считала своим лучшим творением.

В 1936 году Вера Игнатьевна победила в конкурсе проектов скульптур для украшения Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Подробнее об истории создания скульптуры «Рабочий и колхозница», ставшей шедевром и олицетворением Советской эпохи, можно почитать вот здесь.
Работа Веры Игнатьевны Мухиной произвела настоящий фурор на Парижской выставке и вывела Мухину в ряды величайших скульпторов-монументалистов не только СССР, но и всего мира.

Панорама Всемирной выставки в Париже. Советский павильон, напротив него павильон Германии. Между ними Эйфелева башня.
Панорама Всемирной выставки в Париже. Советский павильон, напротив него павильон Германии. Между ними Эйфелева башня.

После окончания работы выставки статуя была возвращена в Москву, где ее установили возле Северного, тогда главного входа на ВДНХ.

В 1988 году состояние монумента было признано аварийным, но реставрационные работы были начаты только в 2003.
В 2010 году монумент был открыт. Причем вместо десятиметрового постамента, на который он был установлен ранее, воссоздано здание по проекту архитектора Иофана, в котором открыт музей «Рабочий и колхозница».

"Рабочий и колхозница" сегодня.
"Рабочий и колхозница" сегодня.

Вера Мухина продолжала много и плодотворно работать. К сожалению, не все её планы были осуществлены.
Мало кто знает, что строительство грандиозного стадиона в Лужниках, было запланировано еще в предвоенные годы. Для украшения центральной спортивной арены Вере Мухиной было поручено изготовить огромную скульптурную композицию «Брут, убивающий Цезаря». Наверное, в сознании тогдашних идеологов Брут был прогрессивной личностью, эдакий предшественник народовольцев, убийца тирана. Интересно, что для Брута она попросила позировать собственного мужа Алексея Замкова, обладавшего весьма выразительной внешностью.

Вера Мухина за работой 1940 год.
Вера Мухина за работой 1940 год.

По вполне понятным причинам проект в то время так и остался невоплощенным, но в Москве кроме «Рабочего и колхозницы» есть еще несколько работ великого скульптора.

Последней работой Веры Игнатьевны стала скульптура «Мир», установленная на крыше планетария в Волгограде.

Продолжение рассказа о великом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже знаменитом враче Алексее Замкове. 
Начало смотрите здесь.-12

Скончалась В.И. Мухина 6 октября 1953 года. Похоронена на 2 участке Новодевичьего кладбища рядом с мужем. Надгробный памятник работы другой известной женщины-скульптора Нины Германовны Зеленской.
Я уже писал, что на плите своего мужа Вера Игнатьевна сделала надпись:
«Для людей я сделал всё, что мог».

На её собственной плите Н.Г. Зеленская написала:
«И я тоже»

Продолжение рассказа о великом советском скульпторе Вере Мухиной и её муже знаменитом враче Алексее Замкове. 
Начало смотрите здесь.-13

Вот такая история. Спасибо всем, кто прочитал до конца.