Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

О чём рассказывают истории на раннехристианских саркофагах?

Признаюсь честно, раньше мне иконография саркофагов казалась совсем непонятной, а изображения на них хаотичными и неупорядоченными. Действительно, как можно понять все эти изображения, состоящие из множества людей и событий в одной, казалось бы, сюжетной линии? Но оказывается, достаточно только заглянуть в традицию создания саркофагов, мышление и догматику первых христиан, и раннехристианские рельефы кажутся простыми и понятными, как и всё раннехрисианское искусство.

Многие люди сегодня путешествуют по разным странам и имеют возможность посещать музеи мира. Возможно, некоторые из этих саркофагов своими глазами увидите и вы. И будете знать, что обозначают изображения на них. Кстати, людей, которые могут "читать" изображения на саркофагах, не так уж и много.

Для начала стоит сказать, что рельеф бывает высокий, низкий и вдавленный. Так, вдавленный рельеф широко использовался в Древнем Египте.

Саркофаги производили на заказ специальные мастерские, наподобие сегодняшних фирм. Это искусствоведы узнали после того, как были открыты абсолютно одинаковые саркофаги в нескольких разных местах, что свидетельствует об их серийном производстве. А ещё сохранились саркофаги с недоконченными лицами:

Еще есть саркофаги типа "ванны", которые действительно делались из... каменных ванн. Ну, а что такого, представьте себе красивую резную римскую каменную ванну, которая больше не нужна. Почему бы её не использовать в качестве саркофага?

Ну и наконец, рельефы вырезались по камню при помощи сверла, которое приводилось во вращение при помощи лука. Можно себе представить, насколько трудоёмкой была эта работа.

Саркофаги были распространены не только в Риме. В Провансе была отдельная школа резьбы саркофагов, сосредоточенная вокруг города Арл. Всё побережье Прованса было тогда центром раннехристианской культуры. В этом городе есть посвященный ей музей, если там когда-нибудь будете, обязательно посетите его.

Начало, конец 3 века:

Самые первые христианские саркофаги появились в конце 3 века. Наиболее известный (и красивый) пример такого раннего саркофага - так называемый саркофаг Ионы, датированный примерно 270 годом. На нём изображена очень распространённая в раннем христианстве ветхозаветная тема: чудище проглатывает пророка Иону с одной стороны изображения, и выплёвывает его на берег невредимым с другой стороны. Этот мотив с пророком Ионой мы увидим на саркофагах еще множество раз, так же он был излюбленным в искусстве катакомб.

Саркофаг Ионы, примерно 270 год. С одной стороны чудище морское пожирает Иону, с другой стороны выплёвывает его живым на берег.
Саркофаг Ионы, примерно 270 год. С одной стороны чудище морское пожирает Иону, с другой стороны выплёвывает его живым на берег.

Ветхозаветное предание о пророке Ионе вообще было популярным в среде ранних христиан. Чудесное спасение Ионы символизировало спасение и воскресение Христа. Обычно пророка изображают лежащим под кустом огурцов (крайний мотив вправо).

И еще один подобный сюжет c пророком:

Пророк Иона под огуречным кустом на саркофаге из Санта Мария Антиква
Пророк Иона под огуречным кустом на саркофаге из Санта Мария Антиква

Второй ветхозаветный мотив, который можно увидеть на саркофагах это Даниил в яме со львами, символизирующий надежду на спасение.

Еще один широко встречающийся ветхозаветный мотив - это Ной в ковчеге (который изображали почему-то в виде сундука или коробки) и голубица, которая приносит Ною ветвь - эта сцена у первых христиан символизировала надежду.

Ной и голубица на саркофаге Ионы
Ной и голубица на саркофаге Ионы

Широко изображались античные языческие и сказочные мотивы: Орфей, Ариадна, 4 времени года. Эти истории так или иначе связаны с мотивом спасения. Первые христиане их "покрестили" и приняли за свои, широко используя в иконографии. Отличительной чертой ранних христиан было то, что они не уничтожали языческие памятники прошлого, а как бы присваивали их. Еще бы, ведь дело было в Риме, и люди даже в древности с уважением несли наследие этой древней культуры. В отличие, скажем, от последующих иконоборцев, которые уничтожили в своё время очень много произведений искусства.

Виноградная лоза на саркофагах, так же, как и времена года - это цикличность, аллегория того, что какой-то период уже подошел к концу, то осень, когда урожай уже пора собирать, а природа уходит в зимний сон. Виноградную лозу и мотив сбора винограда мы часто видим на саркофагах, в катакомбах, на фресках и мозаиках.

Это саркофаг Ливии Примитивы, умершей в 3 веке в возрасте 24 лет. Здесь мы видим Господа в образе Доброго Пастыря, окруженного овцами, так же здесь присутствуют такие символы как рыба и якорь, которые показывают, что Ливия была христианкой.

Саркофаг Ливии Примитивы, 3 век, Рим.
Саркофаг Ливии Примитивы, 3 век, Рим.

Обычно саркофаги учёным трудно датировать. На них написано имя и возраст умершего, но никак не год его кончины.

На саркофагах часто изображался сам усопший, часто в виде оранта - молящейся фигуры с воздетыми к небу руками. Часто его "рекомендуют" Христу третьи лица, указывая на него - это могут быть святые заступники, или апостолы. В данном случае усопшего рекомендует София Божья Премудрость - это одно из самых ранних иконографических изображений Божьей Премудрости в виде женщины. Этот саркофаг гностический. Гностика - это направление в раннем христианстве, когда считали, что к спасению и вечной жизни можно прийти только через мудрость и познание. Вероятно, и этот христианин был гностиком.

"Саркофаг философа", 270-280 г.
"Саркофаг философа", 270-280 г.

Тема гностицизма в те времена была широко распространена. Позднее в Византии св. Софии Премудрости Божьей осветят самый главный храм Империи - собор св. Софии в Константинополе.

Это раннехристианский саркофаг из музея Веллетри. Здесь мы видим множество мелких фигур и сцены, расположенные хаотично. Но многие мотивы мы уже знаем, поэтому легко можем прочесть их смысл.

Саркофаг из Веллетри, РимСаркофаг из Веллето
Саркофаг из Веллетри, РимСаркофаг из Веллето
Саркофаг из Веллетри, прорисовка.
Саркофаг из Веллетри, прорисовка.

Итак, мы видим пророка Иону под кустом с огурцами и чудище, Доброго пастыря, изображающего Христа, Даниил в яме со львами, философа-гностика, молящуюся оранту с воздетыми к небу руками, Адама и Еву, совершивших первородный грех, и ковчег с Ноем, которому голубь несёт ветвь оливы, пастыря Орфея, пасущего своих овец и Христа, который приумножает хлеба. Смысл понятен: надежда и чудесное спасение, что не подвластно человеку, то подвластно Богу.

Если для саркофагов 3 века характерны символы и мелкая рельефная скульптура, то для 4 века - более крупный и сложный рельеф.

4 век: колонны и крупный рельеф

В 4 веке сцены, изображенные на саркофаге, обычно разделяются колоннами.

Это саркофаг Доматиллы, классический саркофаг для того времени. Хризма здесь изображена в виде лабара римских легий и символизирует победу Христа над смертью.

Саркофаг Доматиллы, ок. 350.
Саркофаг Доматиллы, ок. 350.

Здесь же находится самое древнее изображение Христа, которого коронуют терновым венцом, и это первое известное нам изображение страстей Господних в искусстве вообще.

Саркофаг Юния Басса. Христос на троне наступает ногой на фигуру, появляющуюся снизу - на Аида, который символизирует смерть и силы тьмы.

-10
-11

Саркофаг Юния Басха, пожалуй, самый известный саркофаг. Рельеф на нём потрясающий - резчик по камню идеально вырезал не только фигуры, но и пространство за ними.

Юний Басх был римский чиновник, который незадолго до своей смерти принял христианство. Здесь широко применена иконография Агнца - символа Христовой жертвы, но она сохранилась только на прорисовках.

Сцена Христос перед Пилатом:

Христос перед Пилатом, саркофаг Юния Басса.
Христос перед Пилатом, саркофаг Юния Басса.

На этом саркофаге мы видим Доброго пастыря и мотив сбора винограда, Рим, конец 4 века:

-13

В конце 4 века сцены на саркофагах часто отделены деревьями. На этом саркофаге изображен суд Пилата, а так же Понтий Пилат и его жена (крайний мотив справа).

Саркофаг с изображением страстей Господних, Рим , 350 год.
Саркофаг с изображением страстей Господних, Рим , 350 год.

Это известный саркофаг Стилихо в Сан Амброждио в Милане, сцена с Христом:

Саркофаг Стилихо, Сан Амброджио, Милан, 385 год.
Саркофаг Стилихо, Сан Амброджио, Милан, 385 год.

В конце 4 века сцены уже не такие объёмные. В это время крест у христиан уже не орудие мучений, а символ победы, и он широко используется на саркофагах:

Саркофаг из Равенны, 5 век.
Саркофаг из Равенны, 5 век.

Продолжение следует.

Литература:

Dresken-Weiland, J. 2018: Christian sarcophagi from Rome.

Esler, P. F.: The Early Christian World.

Malbon, E. S. 2014: The Iconography of the Sarcophagus of Junius Bassus.