Признаюсь честно, раньше мне иконография саркофагов казалась совсем непонятной, а изображения на них хаотичными и неупорядоченными. Действительно, как можно понять все эти изображения, состоящие из множества людей и событий в одной, казалось бы, сюжетной линии? Но оказывается, достаточно только заглянуть в традицию создания саркофагов, мышление и догматику первых христиан, и раннехристианские рельефы кажутся простыми и понятными, как и всё раннехрисианское искусство.
Многие люди сегодня путешествуют по разным странам и имеют возможность посещать музеи мира. Возможно, некоторые из этих саркофагов своими глазами увидите и вы. И будете знать, что обозначают изображения на них. Кстати, людей, которые могут "читать" изображения на саркофагах, не так уж и много.
Для начала стоит сказать, что рельеф бывает высокий, низкий и вдавленный. Так, вдавленный рельеф широко использовался в Древнем Египте.
Саркофаги производили на заказ специальные мастерские, наподобие сегодняшних фирм. Это искусствоведы узнали после того, как были открыты абсолютно одинаковые саркофаги в нескольких разных местах, что свидетельствует об их серийном производстве. А ещё сохранились саркофаги с недоконченными лицами:
Еще есть саркофаги типа "ванны", которые действительно делались из... каменных ванн. Ну, а что такого, представьте себе красивую резную римскую каменную ванну, которая больше не нужна. Почему бы её не использовать в качестве саркофага?
Ну и наконец, рельефы вырезались по камню при помощи сверла, которое приводилось во вращение при помощи лука. Можно себе представить, насколько трудоёмкой была эта работа.
Саркофаги были распространены не только в Риме. В Провансе была отдельная школа резьбы саркофагов, сосредоточенная вокруг города Арл. Всё побережье Прованса было тогда центром раннехристианской культуры. В этом городе есть посвященный ей музей, если там когда-нибудь будете, обязательно посетите его.
Начало, конец 3 века:
Самые первые христианские саркофаги появились в конце 3 века. Наиболее известный (и красивый) пример такого раннего саркофага - так называемый саркофаг Ионы, датированный примерно 270 годом. На нём изображена очень распространённая в раннем христианстве ветхозаветная тема: чудище проглатывает пророка Иону с одной стороны изображения, и выплёвывает его на берег невредимым с другой стороны. Этот мотив с пророком Ионой мы увидим на саркофагах еще множество раз, так же он был излюбленным в искусстве катакомб.
Ветхозаветное предание о пророке Ионе вообще было популярным в среде ранних христиан. Чудесное спасение Ионы символизировало спасение и воскресение Христа. Обычно пророка изображают лежащим под кустом огурцов (крайний мотив вправо).
И еще один подобный сюжет c пророком:
Второй ветхозаветный мотив, который можно увидеть на саркофагах это Даниил в яме со львами, символизирующий надежду на спасение.
Еще один широко встречающийся ветхозаветный мотив - это Ной в ковчеге (который изображали почему-то в виде сундука или коробки) и голубица, которая приносит Ною ветвь - эта сцена у первых христиан символизировала надежду.
Широко изображались античные языческие и сказочные мотивы: Орфей, Ариадна, 4 времени года. Эти истории так или иначе связаны с мотивом спасения. Первые христиане их "покрестили" и приняли за свои, широко используя в иконографии. Отличительной чертой ранних христиан было то, что они не уничтожали языческие памятники прошлого, а как бы присваивали их. Еще бы, ведь дело было в Риме, и люди даже в древности с уважением несли наследие этой древней культуры. В отличие, скажем, от последующих иконоборцев, которые уничтожили в своё время очень много произведений искусства.
Виноградная лоза на саркофагах, так же, как и времена года - это цикличность, аллегория того, что какой-то период уже подошел к концу, то осень, когда урожай уже пора собирать, а природа уходит в зимний сон. Виноградную лозу и мотив сбора винограда мы часто видим на саркофагах, в катакомбах, на фресках и мозаиках.
Это саркофаг Ливии Примитивы, умершей в 3 веке в возрасте 24 лет. Здесь мы видим Господа в образе Доброго Пастыря, окруженного овцами, так же здесь присутствуют такие символы как рыба и якорь, которые показывают, что Ливия была христианкой.
Обычно саркофаги учёным трудно датировать. На них написано имя и возраст умершего, но никак не год его кончины.
На саркофагах часто изображался сам усопший, часто в виде оранта - молящейся фигуры с воздетыми к небу руками. Часто его "рекомендуют" Христу третьи лица, указывая на него - это могут быть святые заступники, или апостолы. В данном случае усопшего рекомендует София Божья Премудрость - это одно из самых ранних иконографических изображений Божьей Премудрости в виде женщины. Этот саркофаг гностический. Гностика - это направление в раннем христианстве, когда считали, что к спасению и вечной жизни можно прийти только через мудрость и познание. Вероятно, и этот христианин был гностиком.
Тема гностицизма в те времена была широко распространена. Позднее в Византии св. Софии Премудрости Божьей осветят самый главный храм Империи - собор св. Софии в Константинополе.
Это раннехристианский саркофаг из музея Веллетри. Здесь мы видим множество мелких фигур и сцены, расположенные хаотично. Но многие мотивы мы уже знаем, поэтому легко можем прочесть их смысл.
Итак, мы видим пророка Иону под кустом с огурцами и чудище, Доброго пастыря, изображающего Христа, Даниил в яме со львами, философа-гностика, молящуюся оранту с воздетыми к небу руками, Адама и Еву, совершивших первородный грех, и ковчег с Ноем, которому голубь несёт ветвь оливы, пастыря Орфея, пасущего своих овец и Христа, который приумножает хлеба. Смысл понятен: надежда и чудесное спасение, что не подвластно человеку, то подвластно Богу.
Если для саркофагов 3 века характерны символы и мелкая рельефная скульптура, то для 4 века - более крупный и сложный рельеф.
4 век: колонны и крупный рельеф
В 4 веке сцены, изображенные на саркофаге, обычно разделяются колоннами.
Это саркофаг Доматиллы, классический саркофаг для того времени. Хризма здесь изображена в виде лабара римских легий и символизирует победу Христа над смертью.
Здесь же находится самое древнее изображение Христа, которого коронуют терновым венцом, и это первое известное нам изображение страстей Господних в искусстве вообще.
Саркофаг Юния Басса. Христос на троне наступает ногой на фигуру, появляющуюся снизу - на Аида, который символизирует смерть и силы тьмы.
Саркофаг Юния Басха, пожалуй, самый известный саркофаг. Рельеф на нём потрясающий - резчик по камню идеально вырезал не только фигуры, но и пространство за ними.
Юний Басх был римский чиновник, который незадолго до своей смерти принял христианство. Здесь широко применена иконография Агнца - символа Христовой жертвы, но она сохранилась только на прорисовках.
Сцена Христос перед Пилатом:
На этом саркофаге мы видим Доброго пастыря и мотив сбора винограда, Рим, конец 4 века:
В конце 4 века сцены на саркофагах часто отделены деревьями. На этом саркофаге изображен суд Пилата, а так же Понтий Пилат и его жена (крайний мотив справа).
Это известный саркофаг Стилихо в Сан Амброждио в Милане, сцена с Христом:
В конце 4 века сцены уже не такие объёмные. В это время крест у христиан уже не орудие мучений, а символ победы, и он широко используется на саркофагах:
Продолжение следует.
Литература:
Dresken-Weiland, J. 2018: Christian sarcophagi from Rome.
Esler, P. F.: The Early Christian World.
Malbon, E. S. 2014: The Iconography of the Sarcophagus of Junius Bassus.