Найти в Дзене
Voice Technica

Любой здоровый звук имеет право на существование!

"Да не бомбит у меня!" (с) Та тема, когда не хочется выбирать выражения. И снова об экстримах. С вами Катерина. Сегодня я хочу коротко и ясно вбросить в ваши умы одну простую вокальную истину: Любой здоровый звук имеет право на существование! А теперь подробнее. К сожалению, очень часто в вокальной среде приходится сталкиваться со всевозможными спорами на предмет различных видов звукоизвлечения, дескать, вот так петь правильно, а вот так не правильно. Особенно часто это наблюдается в среде экстремального вокала, особенно, если смотреть ютуб и слушать множество разных экстрим-преподов. Каждый обязательно хочет донести: "Это всё неправильно, а вот как я делаю - правильно, вот что такое расщепление на самом деле, поверьте моему опыту". Почему особенно в экстрим-среде? Это легко объяснить. К сожалению, всеподавляющее большинство экстрим-преподавателей вокально необразованы (в отличие от эстрадников с Гнесинками и муз училищами за плечами, хотя и тут не всё гладко, но сейчас не об этом), и

"Да не бомбит у меня!" (с) Та тема, когда не хочется выбирать выражения. И снова об экстримах.

С вами Катерина.

Сегодня я хочу коротко и ясно вбросить в ваши умы одну простую вокальную истину:

Любой здоровый звук имеет право на существование!

А теперь подробнее.

К сожалению, очень часто в вокальной среде приходится сталкиваться со всевозможными спорами на предмет различных видов звукоизвлечения, дескать, вот так петь правильно, а вот так не правильно. Особенно часто это наблюдается в среде экстремального вокала, особенно, если смотреть ютуб и слушать множество разных экстрим-преподов. Каждый обязательно хочет донести: "Это всё неправильно, а вот как я делаю - правильно, вот что такое расщепление на самом деле, поверьте моему опыту".

Почему особенно в экстрим-среде? Это легко объяснить. К сожалению, всеподавляющее большинство экстрим-преподавателей вокально необразованы (в отличие от эстрадников с Гнесинками и муз училищами за плечами, хотя и тут не всё гладко, но сейчас не об этом), и учат они по ощущениям, по своим личным ощущениям, и именно тому звуку, которому сами научились, и именно тем способом, которым сами к этому звуку пришли. Только вот ощущения у нас у всех могут быть разные. Так же как и исходные вокальные привычки, и различные проблемы в виде вокальных зажимов и прочего. Те, кто учит чистому вокалу, прекрасно это понимают. К сожалению и по наблюдению, не каждый экстрим-преподаватель умеет бороться с исходными проблемами и зажимами ученика (по причине вокальной необразованности), а сразу ставит звук, а точнее "показывает, как надо". И тут уж как повезёт. Если ученик изначально имел здоровый голос, тогда ему, вполне вероятно, удастся перенять звук преподавателя и в итоге зазвучать качественно. Если нет - что ж, извините... Видимо, ты не особо талантлив. Или тембр у тебя не красивый?.. Или придётся сменить несколько преподавателей, чтобы в конце концов найти того, кто сможет услышать проблемы, понять и исправить. К сожалению, встречаются примеры экстрим-вокалистов, которые расщепление-то себе поставили, а вот зажимы и проблемы не устранили. Звучит это в итоге... не очень. Но главное же расщеп, так?))

Учитывая конкуренцию и в принципе немногочисленность экстрим-преподавателей, каждый норовит опустить конкурента, назвать его звучание неправильным, с поправкой "вот как я делаю - вот так правильно". Печальная ситуация, не правда ли?

Я знаю одного парня, который некоторое время занимается с одним весьма приличным экстрим-преподавателем и гастролирующим музыкантом (не самый известный преподаватель, но воспитавший уже немало учеников). Имён называть не буду. Парень делает успехи и быстро продвигается. Преподавателя хочется только похвалить. Но копнув немного глубже, я заметила закономерность, что все его ученики поют совершенно определённым звуком, эдаким, распространённым в металкор и деткор среде.

Мы пообщались с ним на этот счёт, после чего мой знакомый обратился к своему преподу с вопросом:

— А что ты думаешь про этот звук? (был продемонстрирован классический олдовый дэт-метал/мелодэт гроул)

— Ну, это неправильно, это ***** какая-то.

— Почему неправильно? Очень много известных групп много лет поют этим звуком (здесь были приведены в пример такие группы как Dark Tranquillity, Insomnium).

— Ну, не знаю. Я не этим занимаюсь.

Воооот! Чувствуете разницу? Между «это ***** какая-то» и «я не этим занимаюсь». Знаю так же лично одного экстрим-преподавателя, который наоборот ставит исключительно олдовый дэт-метал гроул и блэк-метал скрим. И, конечно же, в адрес металкорщиков он высказывается негативно, мол, это ***** какая-то, а не истинный экстрим-вокал.

Друзья, давайте уясним раз и навсегда: если звукоизвлечение не доставляет физического дискомфорта и боли, не приводит к болезням голоса, если вы можете, натренировавшись, пропеть этим звуком концерт и не посадить голос, значит, этот звук имеет право на существование! Каким бы он ни был! Будь это металкор-расщеп на чистой основе, небольшое смыкание ложников или полное, будь это атональный дэт-метал гроул на штробасовой основе, с использованием ложных связок или нет, с добавлением вибрации хрящей или нет, или блэкарский скрим в мать его свистковом регистре — если вам комфортно, значит, это правильно!

В голосовом аппарате есть множество различных структур, и, если вы грамотно занимаетесь чистым вокалом, то вы это знаете. Тогда что мешает так же грамотно заниматься экстремальным вокалом? Поэтому есть огромное множество всевозможных звуков, которые можно отнести к классу экстримов. Нет единственно верного. Также, как огромное множество разновидностей чистого. Или кто-то будет с этим спорить?))

Как учиться экстриму, и каким преподавателям отдавать предпочтение? Мой вам совет:

1) Выбирайте экстрим-преподов, которые не строят из себя царей всея экстрим-вокала, а уважают право на существование других типов звукоизвлечения от коллег по цеху. Иначе потом будет очень сложно учиться дальше, если вам вдолбят в голову про единственно верный путь.

2) Выбирайте тех, кто хотя бы старается вникать в строение голосового аппарата, а не объясняет исключительно на субъективных ощущениях. Ваши субъективные ощущения не факт что совпадут. И тем более не факт, что совпадут со следующим преподавателем.

3) Выбирайте тех, кто не относится к вокальному здоровью небрежно. «Поболит и привыкнешь» — неверный путь, ведущий к вокальным проблемам. Перестаёт болеть не тогда, когда привык, а тогда, когда методом проб и ошибок в итоге находишь здоровый баланс усилий и потока воздуха. Если преподаватель не старается это контролировать — вы не в надёжных руках.

4) Если преподаватель может научить только одному звуку, но зато делает это хорошо — не беда. Но просто замечательно, если он это осознаёт. И вы это осознавайте в процессе обучения у него. Что это не предел, и есть куда стремиться. И ещё множество новых техник ждёт вас впереди. Поэтому, если научитесь всему, что вам мог дать этот преподаватель, ищите следующего и двигайтесь дальше.

Всем образования, расщепа и здоровой ярости!

Катерина Заболотская, преподаватель вокала Voice Technica