Кажется, с этим вопросом в нашей стране большие проблемы, и Россия плохо готова воспринимать людей с особенностями.
В прочем, хочется верить, что кому-то повезло больше нас.
Мы живём в небольшом населённом пункте с единственной детской поликлиникой.
С рождения дочка проходила все осмотры, обследования, прививки по возрасту.
Невролог поставил нам диагноз – гипертонус ножек, до года мы прошли несколько курсов массажа и физпроцедур.
В 1г 3мес появились первые слова «мама», «дай», «ляля».
Затем наступил регресс, и пропали даже эти слова.
Было много детского лепета.
В 1г 10 мес. Соня пошла в ясли-сад, а мне пришлось выйти на работу, так как с мужем мы разошлись, а декретные выплаты закончились.
Когда проходили комиссию жаловались неврологу на капризы, раздражительность, плохой сон, отсутствие речи.
Нам прописывали "Тенотен", "Пантогам" и говорили об индивидуальных особенностях развития.
Знаете это коронное поддерживающее от знакомых: «Вот у двоюродной тёти моей соседки сын до 5 лет вообще не разговаривал, а потом - бац- и сразу предложениями заговорил».
И я заплетала эту лапшу вокруг ушей покрепче, потому что было страшно признаваться, что с твоим ребёнком что-то не так.
Уже после 2 лет нам ставили Задержку Речевого развития.
А около 3 мы попали в краевой центр, где после сурдолога, консультации логопеда, невролог нам расписал: экспрессивное расстройство речи на фоне аутоподобного поведения, шепнул впервые это слово «аутизм», и посоветовал после 3 лет проконсультироваться с психиатром.
С младшей дочкой всё сложнее и неоднозначнее. Скоро наша очередная попытка пройти ЭЭГ-сон, и после, я надеюсь, будет какая-то бумажка, от которой будем плясать дальше.
Сейчас она ходит в обычный д/с и занимается с дефектологом. На многочисленных консультациях говорят всякое: что это маловероятно, чтобы 2 ребёнка от разных отцов были аутиками; кто-то говорит, что моторная аллалия, кто-то- что это «приобретённый аутизм», и она копирует модели поведения старшей сестры.
В общем, скоро мой мозг взорвётся… Об этом позже.
Хотела в этой публикации написать более конкретно о первых и последующих «звоночках» РАС, которые были (некоторые всё ещё с нами) у моей старшей дочери:
- не отзывалась на своё имя;
- не смотрела в глаза;
- не было указательного жеста;
- чтобы что-то достать, попросить, тянула меня за руку, пыталась выполнять манипуляции моей рукой;
- не играла в ролевые игры с игрушками;
- не повторяла за мной звуки и жесты;
- ходила на цыпочках;
- однообразно жестикулировала ручками перед лицом;
- любила неигровые предметы, например, зубные щётки;
- в детском саду не взаимодействовала с другими детьми;
- боялась звуков: фен, шуруповёрт, проезжающий мотоцикл;
- выстраивала горизонтальные цепочки из предметов: кубиков, Лего и прочего;
- кружилась и очень сильно любила качаться сначала на деревянной лошадке, потом на качеле;
- вокализация звуков.