622 подписчика

Иван Айвазовский. Маринист, писавший зиму

225 прочитали
И. Айвазовский. "Автопортрет". (1874)
И. Айвазовский. "Автопортрет". (1874)

Иван Айвазовский переехал в Петербург в 16 лет.

Тогда же – шёл 1833 год – он поступил в Академию Художеств, где его сразу же определили в пейзажный класс Максима Воробьева.

Учёба в холодном, продуваемом северными ветрами Петербурге, тяжело давалось уроженцу солнечной Феодосии.

Иван часто болел...

Как же рад он был вернуться в родной Крым, после того, как учёба была наконец завершена!

И не просто завершена, а на два года раньше предполагаемого срока. Живописные успехи Ивана намного превзошли ожидания его наставников...

В Крыму художник смог наконец сполна выразить всю свою любовь к теплу, солнцу и морю.

Любовь, которая осталась с ним на всю жизнь.

Однако она не помешала художнику написать множество по-настоящему проникновенных... зимних пейзажей.

Почему проникновенных?

Да потому, что каждая картина Айвазовского, посвящённая зиме, имеет свой неповторимый оттенок и звучание.

Каждая картина является "зимней" по-своему...

Возьмём, к примеру, "Зимний обоз в пути".

Айвазовский наполнил картину уютным розовым свечением...

Свечением, в котором даже снег кажется нам мягким, тёплым.

И. Айвазовский. "Зимний обоз в пути". (1857)
И. Айвазовский. "Зимний обоз в пути". (1857)

Солнца не видно из-за повисшей в воздухе дымки, однако мы ощущаем его присутствие на картине.

Именно оно бросает на окрестности этот ласковый свет...

Ни звука не раздается в воздухе. Кажется, что даже птицы, шумными стайками перелетающие с места на место, затихли на время, затаились...

Деревья стоят спокойные, величавые.

Казалось бы, идеальная картина!..

Однако уже следующий свой пейзаж художник пишет совсем иначе.

На этот раз перед нами – серенький, пасмурный зимний день...

Все пространство картины до самого горизонта занимает заснеженная равнина, сливающаяся с тусклым небом.

Контуры деревьев и старой мельницы, силуэты людей, бредущих по наезженной дороге, рельефно выступают на его фоне...

И. Айвазовский. "Мельница". (1874)
И. Айвазовский. "Мельница". (1874)

Кажется, более безрадостного пейзажа и представить себе нельзя.

Да, именно такое ощущение вызывает эта безжизненная снежная равнина, однако...

Однако небо с его богатством световых оттенков – холодных серых, светящихся бежевых и, наконец, тёплых коричневых – привносит в картину ощущение тихого покоя.

Впрочем, художник не останавливается и на этом. В своих экспериментах с цветом он идёт дальше, играя с различными оттенками белого, синего и коричневого...

Что же мы видим?

И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1874)
И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1874)

Стоит пасмурный, мутный день...

Небо заволокли тяжелые снеговые тучи.

Тем контрастнее выглядят на их фоне чёрные ветки голого дерева, припорошенные снегом, и коричневый корпус корабля, увязшего во льдах.

Этот серо-голубой, блеклый лёд вкупе с желтоватым снегом производят гнетущее впечатление затянувшейся зимы...

Вдалеке, полускрытый молочной дымкой, раскинулся на берегу замерзшей реки город.

Спустя год художник снова пишет "зимнюю" картину, и опять – другую...

Перед нами дремлет погруженный в морозную дымку лес.

И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1875)
И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1875)

Ничто не тревожит его сонный покой.

Даже люди, проходящие сквозь него, даже птицы, пролетающие под его сводами...

До чего глубокой кажется мне эта картина!

И глубину ей придаёт отнюдь не перспектива, но...цвет.

Насыщенный синий – морозный, яркий, звенящий...

Мы видим, как под лесными сводами он переходит то в густо-серый, почти чёрный, то в молочно-голубой – там, где сквозь деревья проглядывает ясный свет дня.

И снова художник выписывает контуры деревьев на переднем плане и погружает горизонт в едва заметную дымку...

Сливает цвета, чтобы получить образ морозного зимнего дня.

На следующий год Айвазовский пишет ещё один пейзаж – и идёт в нем еще дальше, смотрит еще глубже...

И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1876)
И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1876)

Он снова погружает картину в дымку, снова одевает деревья в сверкающий наряд: белый, нежно-голубой – на переднем плане и густо-синий – на заднем.

Однако теперь это смешение молочного, голубого и синего делает картину какой-то нереальной, сказочной...

Небо и снежный покров, кажется, слиты здесь воедино, а коричневая лента проходящей в середине полотна дороги, напротив, растворяет перед нами границы картины...

Делает её безграничной.

В том же году художник снова пишет пейзаж, в котором, словно устав от переливающихся голубых красок, использует совершенно другие цвета.

Закатные.

Однако не тёплые, а...холодные, тревожные.

И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1876)
И. Айвазовский. "Зимний пейзаж". (1876)

Перед нами – проселочная дорога, проходящая у одинокого дома.

Пустынная дорога и безжизненная...

К саням, приехавшим по ней, из дома вышла закутанная в платок женщина.

Какие-то вести привез ей ямщик?..

От картины исходит гнетущее чувство.

Недобрые это вести, ох недобрые...

В следующем году Айвазовский снова экспериментирует с белым цветом, однако берет его радостные, светлые оттенки.

Перед нами – Нева, одетая в ледяной панцирь, и трудящиеся на ней ледоколы.

Небо, окрашенное розовым цветом зарождающейся зари, сливается здесь с красками уходящей ночи.

В результате получается нежный и хрупкий сиреневый цвет..

Совсем как тот лёд, что колят ледоколы.

Как то звенящее от мороза утро, в которое художник наблюдал за их работой.

И. Айвазовский. "Ледоколы на Неве в Санкт-Петербурге". (1877)
И. Айвазовский. "Ледоколы на Неве в Санкт-Петербурге". (1877)

И, наконец, одна из поздних "зимних" картин художника.

Мы переносится с вами в заснеженной Петербург, прямо к подножию Исаакиевского собора...

И. Айвазовский. "Исаакиевский собор в морозное утро". (1891)
И. Айвазовский. "Исаакиевский собор в морозное утро". (1891)

Кажется, художник собрал в этой картине все цвета, с которыми так долго экспериментировал.

Тусклым серым он выписал окрестности.

Молочные и голубые оттенки отдал стоящим под инеем деревьям в саду.

Сверкающий белый приберег для наезженной санями дороги.

Розовый цвет разлил в небе, смешав его одновременно и с серым, и с голубым, и с белым...

Взгляните, как сверкают золотые купола Исаакия, как светится отражённым светом мрамор высокой колоннады...

Перед нами – чудесное зимнее утро, наполненное звоном бубенцов летящей тройки, неспешным скрипом полозьев по льду, гиканьем наездников, свистом извозчиков, тихими разговорами прохожих...

Чудесная зимняя картина, наполненная движением, светом и... цветом.

Наконец-то не обособленным, но слитым в единую цветовую гамму.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Иван Айвазовский. Как Николай I смотр флота принимал

Иван Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии