Найти тему
43,4K подписчиков

В князи с черными следами

Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!»» (Римас Туминас – художественный руководитель театра им. Евг. Вахтангова. Прим. Автора). А терпеть есть что. Актерская школа Евгения Богратионовича Вахтангова базируется на общеизвестной системе Константина Сергеевича Станиславского, но идет дальше. Если очень вкратце, то Станиславский хотел, чтобы зрители приходили «в гости» к сёстрам Прозоровым, а его ученик Вахтангов утверждал – зритель всегда должен помнить, что он в театре, а на сцене актеры, играющие сестёр Прозоровых.

В основе актерского метода Евгения Богратионовича лежит гротеск. Часто он получал от своего учителя обвинения в формализме, однако вскоре бунтарь обрел и его признание, и зрительские овации. Радостно видеть, как старшее поколение артистов бережно относятся к традициям своей особенной школы, которая не получила массового развития из-за скоропостижной смерти Вахтангова. Тем более, что пьеса Николая Коляды даёт ей развернуться. Чувствуешь прикосновение к уникальному явлению. И, конечно, в общении с актрисами другой эстетики нужно профессиональное терпение.    

 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!

Не сразу понятно время, в котором происходит действие. Внутренняя наполненность исполнительниц, с которой они выходят на сцену создает атмосферу ранних восьмидесятых. Художник Максим Обрезков окруживший солисток ансамбля «Наитие» нарочитой советской эстетикой в виде картин соцреализма, опирающихся на бюст товарища Ульянова, деревянного паркета, сходящегося на экваторе с мозаичной композицией на основной стене сцены, также напускает в зал красного туману. Но после выхода руководителя ансамбля Сергея герои начинают делать селфи на фоне общего трэша, так что, дым рассеивается.

 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-2
 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-3

Если определять главное слово спектакля, то я бы сказал, что это «отчаяние». Режиссер, за внешней веселостью, исследует разные формы этого чувства в творческой среде. Действие проходит в маленьком городе Орджоникидзевского района. Солистки ансамбля «Наитие» Капитолина Петровна, Сара Абрамовна, Ираида Семеновна, Нина Андреевна и Тамара Ивановна за несколько минут до открытия занавеса дали вокальный концерт на тридцать человек в Всероссийском обществе глухих инвалидов. Им девяносто, восемьдесят пять, восемьдесят, семьдесят пять и семьдесят лет соответственно.

Это был не просто концерт – коллектив празднует десятилетие, руководство ДК даже сшило костюмы, сарафаны и кокошники, причем лично для каждой участницы! Идет банкет, на столе алкоголь и салаты, которые женщины сами и приготовили. Стоит атмосфера общей радости. Помнят, слушают, не забывают! Врывается Сергей – ему тридцать пять. Он закончил училище им. Чайковского в Москве и руководит ансамблем «Наитие» с его основания. За ним в комнату влетает новый человек. Такой привет из девяностых.

Знаете, роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. Точно также и с не розой. Точно также и с пятидесятилетней Розой Николаевной. Тридцатилетний стаж работы секретарем у мэра города оставляет отпечаток на порядочности, зато создает связи в сфере культуры. Обаятельные бабушки сталкиваются с новостью – ансамбль «Наитие» ждет ребрендинг в продюсерское агентство баяниста Сергея для раскрутки Розы Николаевны. А героини будут щелкать пальцами сзади на подтанцовке.  

 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-4
 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-5

Другим словом постановки я бы назвал «одержимость». Хотя особенно ярко его выражает Сергей (тридцать пять лет — кризис среднего возраста, как еще выжить, кроме одержимого убеждения самого себя в том, что у тебя все прекрасно), оно свойственно всем персонажам. Солистки «Наития» живут полной жизнью только на сцене, на любой сцене, хоть в обществе глухих, хоть на кладбище, лишь бы петь, лишь бы быть кому-то нужными. Смежное желание Розы перестать быть придатком человека, стать уже номер один к пятидесяти годам и создает почву для игры двух противоположных лагерей. Слово одно – почва разная.

«Баба Шанель» – диалоговый спектакль, в нем нет динамичной режиссуры. Действие заключено в слове. Драматург поделил пьесу на части так, что как только одно событие раскрывается и перестает быть интересным, следует новое событие. Диалоги не надоедают. А режиссер еще и подбрасывает в топку вокальные и танцевальные номера. Хорошо, когда это один человек.

 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-6

Но еще объединение двух профессий в Николае Коляде усилило личный нерв художника в спектакле. Его творческий путь проходит, кстати, через Орджоникидзевский район, он прекрасно знает внутреннюю жизнь местных творческих коллективов. Я запомнил свою мысль в финале. А ведь действительно, сколько в России таких ДК, для которых тридцать лет в новом государстве отразились только на бумагах и портретах на стенах. Паркет продолжает скрипеть, бюсты вождей покрываются пылью, но главное, коллективы точно также остаются в забвении. А новая кровь прибывает, новой крови хочется славы, признания, денег. Чацкие опять нападают на Фамусовых, но здесь уже само время на стороне первых.    

 Мне запомнилась фраза Николая Коляды на банкете, посвященном его премьере «Баба Шанель» в театре им. Вахтангова: «Римас Владимирович сказал мне тогда: «Коля, главное в нашем деле — терпение!-7

Та битва, в которой старая эпоха обречена на поражение, развернулась на Новой сцене театра им. Евг. Вахтангова. Но вывод спектакля мне видится не в ностальгии. У той эпохи были человеческие чувства: доброта, любовь, идейная погруженность в свое дело. Не берем политиков, тепло исходило от обычных людей. А что ждет дальше? Эпоха обиженных на весь мир недохудожников и злых певичек со связями? Из грязи в князи с черными следами. Любовь и доброта на подтанцевке в тени, без них же, вроде бы, нельзя. Жгите софиты, музыку громче, устроим массовый фэшн уик-энд с топ чартами в прайм-тайм. Аутсайдеров в печь, никакого кринжа, только чилл и флекс.

Автор: Илья Голубев © Artifex.ru