Леонардо да Винчи был поистине величайшим умом эпохи Возрождения, ведь основой для его творчества был энтузиазм к переплетению различных дисциплин.
Со страстью, одновременно игривой и навязчивой, он проводил новаторские исследования в области анатомии, механики, искусства, музыки, оптики, геологии и прочих наук. Он хотел знать все, что только можно было знать в эпоху возрождения гуманистических идеалов.
Стоя на пересечении искусства и науки, он стал самым творческим гением истории. Его наука определяла его искусство.
И величайшим триумфом объединения искусства, науки, оптики и иллюзии была улыбка Моны Лизы, над которой Леонардо начал работать в 1503 году и продолжал трудиться почти до своей смерти в течение еще 16 лет.
Он препарировал человеческие лица, изучая мышцы, двигающие губами, и объединил эти знания с наукой о том, как сетчатка обрабатывает восприятие. Результатом стал шедевр, который создает иллюзию «живой эмоции» спустя века.
Волшебство улыбки Моны Лизы заключается в том, что она, кажется, действительно реагирует на наш взгляд. О чем она думает в это мгновение? Лишь загадочно улыбается. Но если вы посмотрите на нее снова, то улыбка Джоконды, кажется, исчезает, но остается в нашем сознании, как и в коллективном сознании всего человечества.
Художник Джорджо Вазари, почти современник великого Леонардо, рассказал о том, как мастер создавал портрет Лизы дель Джокондо - молодой жены флорентийского торговца шелком: «Когда он писал ее портрет, то нанял людей, чтобы они играли и пели для нее, и шутили, чтобы поддержать ее веселье и положить конец меланхолии, которую художники часто «воспевают» в своих портретах».
В результате, по словам Вазари, получилась “улыбка настолько приятная, что она была больше Божественной, чем человеческой”, и он провозгласил, что это был результат сверхчеловеческих навыков, которые пришли непосредственно от Бога.
Это типичное клише Вазари, и оно вводит в заблуждение.
Улыбка Моны Лизы не была вызвана каким-то божественным вмешательством. Напротив, это был результат многих лет кропотливого человеческого усилия, включающего прикладную науку, а также художественное мастерство.
В этом портрете мастер сумел создать подвижные и неуловимые «тонкости».
Контуры щек и улыбки Лизы дель Джокондо создаются мягкими переходами тона, которые кажутся «завуалированными» и меняются по мере того, как меняется свет в комнате и угол нашего взгляда.
Картина оживает.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!