Найти тему
202travel

В поисках идеального вида на Эльбрус. Плато Бермамыт. Глазами пилота.

Итак, цель — проснуться в палатке с видом на Эльбрус. Именно такая конкретная цель. Просыпаешься, открываешь палатку, а там Эльбрус. Желательно в лучах восходящего солнца.

Я немного покопался в интернете, прочитал десяток отчетов о поездках, просмотрел пару страниц видео на ютубе, облазил все Приэльбрусье через спутник на гуглокартах и через несколько недель нашел место, идеально подходящее для реализации задуманного — плато Бермамыт. Расстояние по прямой до Эльбруса около 30 км и полно места для установки палатки, развернутой в нужном направлении. В качестве приятного бонуса — относительно небольшое количество туристов в любое время года. Кроме того, это была возможность в очередной раз испытать Дастер на бездорожье.

Остался единственный вопрос — застать в горах хорошую погоду. А это, как известно, — задачка со звездочкой. Я уже как-то наслаждался видом на облака в районе Верхней Мары и не хотелось повторять этот опыт. Так, сайт Гисметео занял свое место в избранном, на телефон добавилось приложение Я.Погода с картой дождей в реальном времени, а на Дастере появилась новенькая защита всего днища «Картер-Патриот».

Где-то там Эльбрус. Но это не точно.
Где-то там Эльбрус. Но это не точно.

Из всех маршрутов на плато мы выбрали самый простой — через Учкекен. Мой предыдущий опыт вождения в горах ограничивался подъемом на Ай-Петри и проездом через перевал Гумбаши по асфальтированной дороге. Судя по информации в интернете, дороги от Учкекена до Бермамыта, в общем, должно было быть достаточно для реализации моих внедорожных амбиций. На всякий случай в качестве спецучастка я присмотрел спуск с Бермамыта на Хасаут, но только если удастся сесть кому-нибудь на хвост. В одну машину это показалось мне довольно рискованным.

От последней ночевки на реке Кубань в районе Кропоткина до плато Бермамыт было около 350 км. Мы должны были быть на месте задолго до заката, а метеороботы обещали на ближайшие два дня солнце. Но в пути мы потеряли пару часов в пробке из-за ремонта дороги на трассе «Кавказ», еще час — в салоне рено на въезде в Минводы (да, купить у дилера пару предохранителей заняло именно столько времени), заехали в Пятерочку за продуктами на два дня, а воду решили набрать в одном из родников, которые были отмечены на картах OmaAnd (ими я пользуюсь в дороге).

Кисловодск мы проезжали уже в начале шестого. В Учкекене свернули налево на единственном в селе светофоре. С помощью навигатора и табличек с надписью «Бермамыт», установленных на каждом повороте, легко нашли выезд на дорогу, ведущую на юг в сторону плато.

Примерно через 15 км грунтовки, на которой было где порезвиться Дастеру, мы встретили обещанные ребятами из интернета мегалиты и две большие лужи, после которых надо было повернуть направо. Но поворота направо не было. Была какая-то колея и примятая трава, но я не поверил, что это может быть дорогой. Тем временем грунтовка начала забирать левее, а нам туда точно было не надо. Делать было нечего, в страхе уехать в другую сторону, я нырнул в первый попавшийся поворот направо, который вел куда-то в гору по каменистой колее, поросшей травой.

Дастер задорно фыркнул, скрипнул и втащил нас прямо под ЛЭП, вдоль которой тянулись ленты накатанных по земле следов. Из-за ближайших гор выглядывал Эльбрус, а вокруг нас паслись десятки овец, коров, лошадей. Мы как будто попали в другой мир. Я остановился, мы открыли двери и сразу же взвизгнули от холода. Во всей этой гонке за уходящим солнцем мы совсем забыли, что уже поднялись выше 2000 метров, а одеты так, как стартовали с Кубани — в шорты и шлепки.

Идиллия на высоте 2000 м
Идиллия на высоте 2000 м

Мы быстренько утеплились и продолжили гонку. Сделали еще одну остановку там, где карта показывала родник, и опять ничего не нашли. Как и несколько раз до этого. Риск остаться без питьевой воды увеличивался.

Дорога без дороги
Дорога без дороги

Прыгая из одной колеи в другую, мы преодолели еще несколько подъемов и спусков. Впереди уже виднелся залитый закатным солнцем Бермамыт. Мы провели небольшую фотосессию горной корове и пообщались с местными пастухами. Оказалось, что родник на плато все-таки есть, но совсем не там, куда направлял нас OmaAnd. Пастух показал на поднимающуюся в гору где-то на горизонте машину и посоветовал ехать за ней: это была Нива одного из местных, который только что покупал у нашего пастуха домашний сыр и как раз собирался набрать воды. Теперь мы гнались не только за солнцем, но и за белой Нивой.

Корова позирует как бог
Корова позирует как бог

Накатанная дорога вела вдоль ЛЭПов на восточный склон плато, Ниву же мы заметили на травянистом склоне правее. Ее хозяин грузил канистры в машину. Тем временем солнце уже почти зашло, поэтому решили, что наберем воды завтра. Мы запомнили место и продолжили наш путь наверх. В просвете между Малым и Большим Бермамытом снова мелькнул Эльбрус, и Дастер вкатился на плато. Пока совсем не стемнело, надо было найти то самое идеальное место для палатки.

Дорога привела нас к дыре в заборе, в которую мы и проехали — в районе геодезического знака была огорожена небольшая часть плато. Мы свернули на запад и выехали через другую дыру в заборе на открытое пространство. Слева был обрыв, справа равнина, плавно уходящая вниз. С обеих сторон уже стояли машины и палатки. Я боялся, что все места на краю плато будут заняты и не мог понять, почему кто-то решил встать на ночлег в низине, откуда ничего не видно.

После быстрой разведки я выбрал место для ночевки на скале, за небольшим холмом, недалеко от уже припарковавшейся машины, где были следы костра и скала под ногами внушала доверие. Машка в это время уже медленно кралась в сторону низины. Удивившись тому, зачем она это делает, когда здесь такая красота, я быстро отловил ее в полях, вручил фонарик и поставил там, куда собирался загнать Дастер: несмотря на всю мою тягу к прекрасному, прыжки со скалы не входили в наши планы.

Быстро собрали палатку. Попробовал воткнуть колышки в скалу, получилось как-то не очень. Пришлось привязать ее к Дастеру, а колышки придавить камнями. Надеюсь, нас не сдует.

Эльбрус в лучах заходящего солнца
Эльбрус в лучах заходящего солнца

И вот мы на месте. Солнце уже зашло, но все еще подсвечивает Эльбрус. Под нами плывут облака. Несколько кадров со штатива, пока совсем не стемнело. Вид и простор просто захватывает. На плато сильный ветер, стало еще холоднее, но я не замечаю ничего от восторга. Машка кутается в одеяло и что-то говорит про ужин.

Мои востогри прерывает ледянющее облако, которое выползло из долины и скользит по плато, продувая нас насквозь. Эльбрус больше не видно. Ничего больше не видно. Только одно облако, и мы в нем. Теперь можно и поужинать.

Мы спрятались от ветра между Дастером и палаткой. Здесь же, за колесом, поставили газовую горелку, а на нее котелок с водой под макароны. Ветер все равно уносил тепло, а давление не давало огню хорошо гореть, а воде — быстро закипать. Пришлось поставить вокруг горелки спальный коврик, прижать его камнями и придерживать руками. В итоге мы все-таки смогли получить горячий ужин и, наевшись, полезли в палатку упаковываться в теплые спальники.

Не успели мы лечь, как земля под нами задрожала, и мы услышали, как с громким топотом мимо нас пронесся табун лошадей. Жалко, что я не смог его рассмотреть — пока я вылезал из палатки, табун скрылся за облаками, подсвечиваемыми взошедшей луной. Я залез обратно и мы наконец заснули под шелест колышущейся на ветру палатки. Надеюсь, метеороботы нас не обманули, и завтра будет солнечно.

Тот же день глазами штурмана