Найти тему

​Студенты СПбГУ ГА: самые востребованные и романтичные

Вот уже почти 90 лет «Гражданская авиа­ция» пишет о новых технологических и научных достижениях в авиа­индустрии. Во все времена важное место на страницах журнала занимали публикации об образовательной деятельности отраслевых учебных заведений. Сегодня наш корреспондент беседует с исполняющим обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиа­ции, доктором технических наук, профессором Николаем Сухих.

Николай Сухих
Николай Сухих
Статистика учебного сезона
В этом году СПбГУ ГА принял на обучение 744 человека. Из них на бюджетные места — 406 человек (55%) и по договорам об оказании платных образовательных услуг — 338 человек (45%). Средний конкурс по образовательным программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения составил 9,8 человека на место. Проходной балл по отдельным конкурсам — более 250 баллов. В университет совместно с филиалами зачислено 1527 человек, из которых 835 человек поступили на бюджетные места. Конкурс по отдельным специальностям СПО достигал 7–8 человек на место.

Николай Николаевич, какие преимущества выпускникам, по сравнению с другими авиа­ционными вузами страны, дает обучение в Санкт-­Петербургском государственном Университете ГА?

— Вся страна гордится подвигом Дамира Юсупова и Георгия Мурзина, которые в экстремальных условиях посадили самолет в кукурузном поле, спасли сотни человеческих жизней. Оба пилота закончили филиал СПбГУ ГА — ​Бугурусланское летное училище гражданской авиа­ции имени П. Ф. Еромасова.

Вся история вуза, его славные традиции, которым следуют преподаватели и студенты, создают самые благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных авиа­ционных специалистов. И это одно из главных преимуществ для наших выпускников. Университет в следующем году отмечает 65-летие. Среди других авиа­ционных вузов России он занимает особое место. Профессии, которые здесь приобретают студенты, не только самые романтичные, но и наиболее востребованные.

Университет, благодаря постоянному вниманию Минтранса России и Росавиа­ции, сегодня имеет самую современную учебно-­материальную базу. Летный отряд обладает новыми учебными самолетами, тренажерный центр оснащен оборудованием, которого нет даже во многих европейских странах. Яркий показатель интереса выпускников школ к СПбГУ ГА — ​это один из самых высоких в Петербурге конкурсов при поступлении.

-3

Как Университет содействует решению кадровых проблем в гражданской авиа­ции России? Какие специальности в авиа­индустрии сейчас наиболее востребованы? Дефицит каких специалистов чувствуется в отрасли наиболее остро?

— Важнейшим стратегическим направлением развития и совершенствования образовательного процесса является ориентированность на требования работодателя. Они в полной мере учтены при реализации программы первоначальной подготовки пилотов на современные гражданские воздушные суда российского и зарубежного производства и в аналогичных ей программах подготовки диспетчерского персонала.

В Университете из-за дефицита пилотов в гражданской авиа­ции за последние годы существенно увеличен набор на факультет летной эксплуатации.

С учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС в Российской Федерации сформирована государственная система подготовки членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиа­ции, обеспечивающая непрерывность профессионального образования членов летных экипажей воздушных судов и преемственность разных уровней профессионального образования.

Для реализации поручения Президента РФ по созданию центра подготовки и повышения квалификации специалистов для нужд Дальнего Востока произведены рабочие встречи с ведущими компаниями региона, заключено соглашение о совместной работе по организациям первоначальной подготовки коммерческих пилотов вертолетов. Подготовлена Дорожная карта по организации первоначальной подготовки пилотов вертолетов на базе Якутского филиала.

Проводимые в Университете дни открытых дверей и ярмарки вакансий способствуют как трудоустройству выпускников, так и ориентации на планы набора на те или иные специальности и направления подготовки.

-4
​География практики студентов СПбГУ ГА 15 филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 55 аэропортов, 26 авиа­компаний, 8 авиа­ремонтных предприятий, транспортно-логистические компании, аэронавигационные центры, НИИ, проектные организации, государственные и муниципальные авиа­предприятия. 166 организаций, среди которых: АК «Россия», «Уральские авиа­линии», «Победа», «Азур эйр», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», Международный аэропорт Шереметьево, аэропорты группы «Базэл Аэро» (Краснодар, Сочи, Анапа), аэропорт Платов (Ростов-на-Дону), аэропорты Симферополь, Владивосток, Южно-Сахалинск, Калининград, Толмачево, Кольцово, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, «Ленаэропроект», АО «Ютэйр-Инжиниринг» (Тюмень), АО «Климов» и др.

— Прошедшая государственная аккредитация нашего Университета показала, что вуз обладает достаточным кадровым потенциалом. По состоянию на сегодняшний день в Университете трудятся 273 преподавателя. Из них 35 — ​доктора наук, 135 имеют ученую степень кандидата наук, 28 человек имеют ученое звание профессора, а 82 — ​доцента. Важная тенденция последнего времени — ​рост в преподавательском корпусе числа докторов наук. В то же время мы принимаем меры по омоложению и пополнению преподавательского состава за счет аспирантов вуза, защитивших кандидатские диссертации.

Качеству образовательного процесса способствует и постоянное внимание к повышению квалификации педагогов. Для этого созданы все условия. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации в самом вузе и в крупных авиа­компаниях, в том числе и зарубежных, прошли 207 преподавателей. На эти цели вуз выделил без малого два миллиона руб­лей.

В Университете имеется аспирантура, где реализуются основные образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации, а также ведется подготовка докторантов по наиболее востребованным в транспортной отрасли направлениям.

-5

Каким образом Университет при составлении учебных и практических программ учитывает сегодняшние и завтрашние потребности нашей авиа­ционной отрасли? С какими предприятиями и компаниями контактируете, участвуют ли их представители в образовательном процессе?

— Все крупные предприятия воздушного транспорта в различных формах принимают участие в образовательном процессе. Прежде всего — ​это предоставление мест для практики студентов Университета, которая является важной частью обучения.

Работодатели предлагают темы для выпускных квалификационных работ с учетом производственных потребностей. Ежегодно Госкорпорация по ОрВД проводит конкурс профмастерства среди студентов специализации «Использование воздушного пространства», победители которого получают право в выборе места практики и впоследствии — ​места работы.

-6