Злая колдунья - яркий и излюбленный персонаж народных сказок народов мира.
В каждой культурной традиции ведьма, как персонаж сказки, имеет свои особенности, которые обусловлены народными представлениями об образе злой чародейки.
Образ ведьмы в русских народных сказках
Самой известной колдуньей в русских народных сказках является Баба-Яга.
Интересен тот факт, что русская Баба-Яга обычно выступает в трёх ролях: Дарительницы, Похитительницы и Воительницы.
Место обитания старухи изображается, как правило, в виде болота или дремучего леса с избушкой на курьих ножках.
Баба-Яга выступает в образе «живого мертвеца»:
На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос.
Именно поэтому единственный вход в избушку всегда смотрит в лесную чащу, т.е. в мир мёртвых.
Несмотря на пугающий образ Бабы-Яги, ей не чужда «широта русской души»: она всегда даст поесть, попить и предоставит ночлег путнику.
Образ ведьмы в русских народных сказках
Фольклорная немецкая ведьма, в отличие от русской Бабы-Яги, персонаж, обладающий исключительно отрицательными качествами.
Ведьма – это женщина, заключившая сделку с дьяволом.
Ночь – время активной деятельности ведьмы; именно в это время она всесильна и может менять свой облик, превращаясь в животное или птицу, или принимая образ другой женщины.
Ярким персонажем германской мифологии является Frau Holle [фрау Холле].
Она имеет общую черту с героем русских сказок - Бабой-Ягой. Одна нога у обеих весьма необычна: у Бабы-Яги – костяная или железная, а у Frau Holle – широкая, намного больше второй.
Также Frau Holle является владычицей загробного мира
Ведьма часто играет роль наставницы для молодой девушки и противостоит главному герою.
У ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо, но зато у них нюх, как у зверей, и они чуют близость человека
, - такое описание ведьмы приводится в сказке «Гензель и Гретель».
Ведьма – страж на границе двух миров, победа над которым и станет пропуском в новый мир.
Здесь интерес представляет тот факт, что немецкое слово die Hexe (ведьма) имеет корень -hag-, который имеет следующее значение «преграда, огороженное поле».