Найти в Дзене
Вокруг семьи

Феномен детской амнезии. Когда мы теряем своё Детство?

Каждый из нас прекрасно помнит, что случилось с ним вчера, на прошлых выходных, на новогодней вечеринке десять лет назад у Маши или Васи. И даже воспоминания родом из младшей школы живы в нашей голове, хоть и не столь отчётливы. Но попробуйте мысленно восстановить события, которые случились в возрасте двух или трёх лет. А ещё раньше? Скорее всего, ничего не получится. Возможно, в памяти всплывут редкие проблески воспоминаний, не относящиеся ни к чему конкретному и крайне туманные. Более того, они могут кардинальным образом отличаться от того, что говорят родители.
Феномен детской амнезии на протяжении многих лет изучается медиками, нейрофизиологами, психологами. Ещё недавно специалисты считали, что причина такой забывчивости кроется в банальной неспособности мозга малыша формировать долговременные нейронные связи. Сейчас появляются новые гипотезы и другие доказательства, которые стали результатом многолетних исследований. Например, стало известно, что ориентировочно к году дети пол

Каждый из нас прекрасно помнит, что случилось с ним вчера, на прошлых выходных, на новогодней вечеринке десять лет назад у Маши или Васи. И даже воспоминания родом из младшей школы живы в нашей голове, хоть и не столь отчётливы.

Но попробуйте мысленно восстановить события, которые случились в возрасте двух или трёх лет. А ещё раньше? Скорее всего, ничего не получится. Возможно, в памяти всплывут редкие проблески воспоминаний, не относящиеся ни к чему конкретному и крайне туманные. Более того, они могут кардинальным образом отличаться от того, что говорят родители.


Феномен детской амнезии на протяжении многих лет изучается медиками, нейрофизиологами, психологами. Ещё недавно специалисты считали, что причина такой забывчивости кроется в банальной неспособности мозга малыша формировать долговременные нейронные связи.

Сейчас появляются новые гипотезы и другие доказательства, которые стали результатом многолетних исследований. Например, стало известно, что ориентировочно к году дети получают способность сохранять воспоминания о самых ярких событиях. Причём, согласно наблюдениям исследователя из Канады Кэрол Питерсон, которая вот уже десять лет работает с детьми одной возрастной группы, начиная с полутора или двух лет, плохое помнится лучше хорошего.

Ситуации, ставшие стрессовым, негативным опытом, остаются в подсознании во всех деталях. Так, малыши способны помнить о полученных травмах, которые сопровождались долгим лечением, даже став взрослыми.


С позитивными моментами всё намного сложнее. Изучать этот вопрос взялись американки Патришиа Бауэр и Марина Ларкина. Для своего эксперимента они выбрали детей трёх лет. Вместе с родителями ребята обсудили какое-то яркое событие, произошедшее с ними на днях, например, утренник, поход в гости или путешествие.

Беседа записывалась на плёнку. Спустя несколько лет разговор повторился и вновь был записан. А потом ещё раз. Выяснилось, что к семи годам дети помнят не более шестидесяти процентов того, что могли рассказать в три года. А к девяти годам остаётся всего сорок процентов воспоминаний. Учёные связали данный феномен с незрелостью структур и нейронных сетей в головном мозге до четырёх лет. При этом они не отрицают, что все системы функционируют, однако в недостаточном объёме.


Примечательно то, что многие люди утверждают, будто отчётливо помнят самые разные события из своего ясельного прошлого. Однако, как показывает практика, чаще всего это неправда.

Сами того не осознавая, они модулируют ситуации по рассказам родителей, фотографиям или видеозаписям. Это связано с естественным для человека стремлением получить доказательства своего существования, считают психологи.


Несмотря на то, что все мы без исключения страдаем детской амнезией, есть способ сохранить некоторое количество воспоминаний или хотя бы материализовать их в сознании своего крохи. Помогут фотографии и видеозаписи, на которых запечатлены обычные моменты из повседневной жизни.

Ну а крупные события родители могут превратить в истории и рассказывать периодически, чтобы они не забылись окончательно. С одной стороны, это кажется пустой тратой времени, в конце концов, столько людей ничего не помнят и как-то живут. Но с другой, такие вещи очень помогают в подростковом возрасте, когда юноши и девушки сталкиваются с проблемой самоидентификации.


Итак, чем является детская амнезия? Сегодня, как и сто лет назад, когда впервые стали говорить об этом феномене, точного ответа нет. Но специалисты продвигаются вперёд в изучении вопроса и, возможно, однажды мы сможем разгадать ещё одну загадку, связанную с нашими жизнями и нашим сознанием.