Сегодня в 11.00 наступит она - ежегодная распродажа всемирного масштаба. В этот день можно как хорошо сэкономить, так и растранжирить деньги впустую, а можно получить проблемы и посерьезнее. Какие подводные камни существуют?
Black Friday придумали в США как предрождественскую акцию, стимулирующую людей начать тратить свои деньги на подарки, да и на себя тоже в придачу (распродажа же).
Конечно, не все продавцы делают честные скидки. А если и делают - на залежавшиеся на складе товары, вещи из прошлых коллекций, которые не особо пользуются спросом. О том, как магазины перед распродажей сначала искусственно завышают цены, чтобы потом сделать "суперскидку", ничего не потеряв при этом, уже все знают. Так что речь пойдет не об этом, а мошенниках, которые пользуются всеобщей эйфорией во время Черной Пятницы.
Роспотребнадзор в связи с этим опубликовал ряд рекомендаций, которые помогут вам сэкономить не только потраченные впустую время и нервы, но и деньги.
Главная цель мошенников - получить ваши персональные данные. Если с банковскими реквизитами, номерами карт всё ясно - к счастью, сейчас всё больше людей понимает, что нельзя их сообщать даже якобы сотрудникам банков. Но нужно быть аккуратнее и со своей электронной почтой и номерами телефонов, иначе потом будете получать бесконечные звонки и письма от продавцов таблеток для похудения и организацией, предоставляющие услуги микрозаймов. Полученные от вас данные нечистые на руку люди оформляют в базу для спама и затем продают.
Перечислю несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание, приобретая товары в интернет-магазинах.
1. "Гуглим"
Не спешите переходить по всем ссылкам с красивыми баннерами.
"Только сегодня! 90% скидка! Осталось 10 штук" и т.п.
Даже если вы увидели эти ссылки на странице мамы (а они особенно падки на все эти акции "размести это объявление у себя на странице, перешли 10 друзьям и будет тебе счастье и здоровье"). Проверьте ссылку, прежде чем кликать по ней. Сделать это можно очень просто - скопировать ее и разместить в любом поисковике. Там же можно почитать отзывы покупателей (есть большая вероятность, что многие из них заказные, но все же).
2. Изучаем сайт
Если ссылка не мелькала прежде в историях с махинациями, изучите сначала сам сайт. Как он оформлен, нет ли вопиющих орфографических ошибок на главной странице, не тормозит ли он, как долго грузится и т.п. Уважающие себя компании уделяют большое внимание своим сайтам, особенно если они продающие. "Кривой" сайт - показатель того, что сделан он наспех и не для совсем честных целей.
Заказав и оплатив товар на поддельном интернет-ресурсе, мы можем не только не увидеть свою покупку, но еще и потерять деньги со своего банковского счета.
3. Читаем мелкий шрифт
Понятно, что в состоянии распродажной истерии мало кто читает условия приобретения товара. Вы легко можете наставить "галочек" в соглашениях, не глядя, а потом будете удивляться, откуда у продавцов унитазов и биодобавок ваш телефон и электронка. Не соглашайтесь передавать свои данные третьим лицам. Ваша цель - купить товар. Цель продавца - продать его вам. Посторонние тут неуместны.
4. Внимание - подробностям
Перед тем, как вводить свои данные (многие интернет-магазины просят пройти процедуру регистрации или предлагают дополнительную скидку за подписку на их новости) для оформления покупки еще раз внимательно посмотрите на сайт, изучите описание товара. Все ли буквы в названии бренда написаны правильно? Не покупаете ли вы кроссовки Abibas вместо Adidas? Часто сайты создаются, чтобы реализовать контрафактную продукцию, через интернет это сделать проще. Многие люди не замечают, что покупают подделку или копию. Тем более, когда на вещи висит баннер с огромной скидкой.
Выясните, можно ли вернуть свою покупку, если выявится брак? И куда ее надо будет возвращать? Эта информация должна быть прописана в меню ("Доставка и оплата"). Есть примеры, когда обратный адрес находится где-то на Сахалине или вообще за границей). В таком случае пересылка ненужного товара может обойтись дороже его стоимости.
Ремондации Роспотребнадзора "О правовых аспектах защиты прав потребителей, участвующих в акциях распродаж в Интернете – «Черная пятница»" (кликабельно).
Все это вроде всем известно и банально, но в атмосфере суперскидок порой сложно себя контролировать. На это и рассчитана Черная Пятница.
Удачного вам шопинга!