Введение
Душа моя скорбит, когда я вижу усопших людей, ушедших из жизни без исповеди и причастия. Особенно горько, когда они всю свою жизнь уклонялись от этих таинств и в таком плачевном состоянии завершили свой жизненный путь. Среди таких людей немало моих знакомых, друзей, близких и дальних родственников. Я не смог помочь им познать истину при жизни, увидеть спасительный свет веры и тьму безбожия. Я чувствую себя в долгу перед ними.
Часть 2. Что на вопрос о спасении ответят адепты разных монотеистических религий?
Часть 3. Формальная логика Православия
Часть 4.
Неформальная логика Православия
Суть православной точки зрения на спасении заключается в том, что без Иисуса Христа и Его церкви нет спасения. Автор публикации полностью разделяет данный тезис и считает нужным заявить об этом в самом начале четвертой части статьи, полагая, что отдельными адептами православия некоторые её положения могут восприниматься как спорные и трактоваться как отступнические.
В третьей части публикации был поставлен вопрос о спасении ветхозаветных праведников и первомучеников, которые не были освящены таинствами Крещения, Покаяния и Причастия? Как они вошли в Царство Небесное?
Относительно первомучеников Православная церковь устами святителя Кирилла Иерусалимского даёт такой ответ: «… Спаситель, искупая вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, которую Я пью, и крещением, которым Я крещусь, креститься (Мк. 10:38)?»
О спасении ветхозаветных праведников сказано, что во время крестной смерти Иисус Христос душою сошёл во ад, сокрушил его врата, благовествовал пленникам ада и вывел из него праведников и всех, кто откликнулся на Его проповедь.
Таким образом, доступ в рай получили не только праведники, но и те пленники ада (заметьте не все), а только те, которые уверовали во Христа, услышав благовествование Спасителя, сошедшего во ад и упразднившего смерть.
Данное обстоятельство нередко используется в различного рода теософских спекуляциях, авторы которых, опираясь на догмат о сошествии Христа во ад и выводе ветхозаветных праведников и других уверовавших во Христа узников ада в Царство Небесное, утверждают, что Иисус Христос – единственный Спаситель, но при этом Церковь для спасения становится не нужной.
Ни в коей мере не разделяя это заблуждение, автор обращает внимание читателя на то, что Господь Иисус Христос спасает и тех некоторых чад своих, которые не имели ни малейшей возможности креститься и участвовать в церковных таинствах.
А как же Христос поступит с теми своими чадами, которые пришли в мир в новозаветные времена?
Никто из верующих во Христа даже и помыслить не может, что Иисус Христос есть Бог только христиан, что люди других вер или неверующие ему безразличны или ненавистны. Иисус Христос – Бог всех людей независимо от их отношения к вере или вероисповеданию. Думаю, что никто с этим спорить не станет.
Так как же Господь Иисус Христос поступит с теми, кто не верит в него, будучи другого вероисповедания или атеистом? Как он поступит с теми, кто, в отличие от православных, идёт к спасению путями повреждёнными?
Господь, Бог наш, – Бог любви, который не осудит невинного и шанс на спасение даст каждому. Подчёркиваю, не спасёт всех и каждого, но даст каждому шанс на спасение и возможность быть спасённым.
Предыдущий абзац публикации, который вы только что прочли, не есть фантазия (или, как некоторым не терпится сказать, бред) автора. Этот вывод напрямую следует из суждений почитаемого православного богослова, блаженного Феофилакта Болгарского, архиепископа Охридского: «Бог будет судить каждого человека, исходя из того, как бы этот человек повел себя, живи он во дни Иисуса Христа, и что бы при этом он видел все Его чудеса и слышал все Его наставления.» (ссылка на суждение дана в конце статьи)
Вдумайтесь и в очередной раз подивитесь беспредельному милосердию Божию. Он каждому, кто не сделал этого в земной жизни, даст возможность лично прожить те времена и испытать свою душу, сердце и разум на способность принять Его проповедь и уверовать в Него, Иисуса Христа, Сына Божия. Кто уверует, тот спасётся. Кто отвергнет слово Христово, видя все его чудеса и слыша все его наставления, тот погибнет.
Роль Иисуса Христа в таком сценарии, как единственного Спасителя, понятна, но где же здесь участие церкви и её спасительных таинств? Вспомним, что есть церковь Земная Воинствующая и Церковь Небесная Торжествующая и не будем более допытываться и добиваться полного знания того что, сокрытого от нас, дерзая своим разумением постигнуть все глубины замысла Божия. Достаточно того, что открыто нам блаженным Феофилактом Болгарским.
Казалось бы, можно расслабиться и не обременять себя трудами во спасение души, проживая свою единственную земную жизнь. Теперь-то можно всю её без остатка посвятить наслаждениям и любым беззакониям, ведь каждому будет дан шанс на спасение.
Не стоит спешить с выводами, не стоит, очертя голову, бросаться в омут беспечности, приняв во внимание следующие доводы:
- во времена Иисуса Христа, по некоторым подсчётам, в него уверовало не более трети иудеев;
- где уверенность в том, что, получив шанс на спасение, в него поверит тот, кто не сделал этого во время земной жизни?
- могут ли рассчитывать на получение шанса на спасение те христиане, которые лишь по факту крещения, но не образу жизни и мыслей, и сердечному расположению, были христианами?
- есть ли основания надеяться на этот шанс тем, кто имел возможность принять христианство, но не сделал этого при жизни?
- могут ли получить его те, кто всю свою жизнь возводил хулу на Духа Святаго?
- не исключено, что шанс на спасение, о котором говорит Феофилакт Болгарский, доступен только иноверцам.
Список вопросов и предположений можно продолжить, но суть не в этом. Суть в том, что христианам, и в первую голову православным, не стоит возноситься принадлежностью к истинной вере, а иноверцам не надо унывать и терять надежду на спасение, источником и столпом которого является наш Господь Иисус Христос и Его святая церковь.
Такова неформальная логика Православия.
В заключение даю ссылку на толкование вопроса о спасении блаженного Феофилакта Болгарского. Лично я и тысячи других верующих узнали о ней из выступления писателя и богослова, протоиерея Олега Стеняева (YouTube минута 59-я).
Уважаемые читатели, если статья понравилась вам, прошу:
поставить «лайк» и подписаться на канал;
поделиться статьёй с теми, кому данная публикация пойдёт на пользу! Спаси и сохрани вас Господь Бог!