1945 год. Окончена долгая и кровопролитная война. Гитлеровская Германия разгромлена. В Потсдаме, недалеко от Берлина, проходит конференция, на которой главы правительств СССР, США и Англии вырабатывают основные положения будущего мирного договора с Германией. Под этим торжественным обязательством, записанным в Потсдамском соглашении, стоят подпись как СССР, так и США и Англии.
Однако только Советский Союз остался верен своим обязательствам и неуклонно добивается создания миролюбивой демократической Германии, о которой говорилось в Потсдамском соглашении. США и Англия встали на другой, опасный для мира путь. Они прилагают все усилия к тому, чтобы вооружить германских милитаристов, втянув Западную Германию в свои агрессивные группировки.
Свыше двух лет американская дипломатия носилась с планами создания "европейского оборонительного сообщества", главной целью которого было возродить гитлеровскую армию (вермахт). Лживая пропаганда, запугивание, подкупы-все было пущено ею в ход. И все же к середине 1954 года из шести предполагаемых стран-участниц - Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Западной Германии - две страны- Франция и Италия – не ратифицировали, не утвердили договор. Причем во Франции его ратификация наталкивалась на особенно большие трудности.
Борьба против «европейского оборонительного сообщества» приняла во Франции поистине всенародный характер. В ней участвовали все слои населения. Мнение французского народа не могло отразиться на поведении депутатов парламента. И когда 30 августа Национальное собрание Франции 319 голосами против 264 отклонило договор создании ЕОС, старинный Бурбонский дворец, где заседает французский парламент, наполнился торжественными звуками «Марсельезы». Это депутаты - противники "европейской армии", встав со своих мест, пели французский национальный гимн.
Как только разнеслась весть о крушении «европейского оборонительного сообщества», правящие круги США, Англии и Западной Германии бросились на поиски новых средств для осуществления старой цели - перевооружения Западной Германии. Министр иностранных дел Англии Иден отправился в объезд по столицам западноевропейских стран. Вслед за ним в пожарном порядке был послан высокопоставленный чиновник государственного департамента США Мэрфи.
А через два дня в Европу вылетел и сам государственный секретарь США Даллес. По этому поводу английская "Манчестер гардиан" едко заметила, что «министры иностранных дел гоняются друг за другом по Европе подобно оводам».
Единственным практическим результатом многочисленных переговоров, которые состоялись в то дни в столицах западноевропейских стран, была договоренность о созыве конференции девяти держав. Эта конференция состоялась в Лондоне с 26 сентября по 3 сентября. Под нажимом американцев ее участники «в принципе» договорились о вооружении Западной Германии.
19 октября в Париже началась «большая дипломатическая неделя", как ее называли в буржуазной печати - целая серия сепаратных совещаний министров иностранных дел западных держав. Для обстановки, в которой проходили эти совещания, характерны чрезвычайная спешка и грубый нажим со стороны США. В те дни в Париже отмечали ту бесцеремонность, с которой американские дипломаты разыгрывали комедию международных переговоров, выставляя попеременно за дверь и приглашая вновь представителей той иной страны на совещания, между которыми часто не проходи- до и 15-20 минут. А таинственность, окружавшая парижские переговоры, убедительно говорила о том, что в Париже совершался преступный сговор за спиной западноевропейской общественности.
И действительно, министрам было что скрывать.
В Париже были подписаны соглашения, которые угрожают жизненным интересам всех европейских народов.
Западной Германии предоставляется право создания на первых порах полумиллионной армии с танками, авиацией и военно-морским флотом. Мало того, в соответствии с этими соглашениями западногерманская армия получает возможность иметь атомное оружие. Тяжелая промышленность Рурской области (Западная Германия), та самая промышленность, которая неоднократно являлась главным арсеналом, где ковалось оружие для захватнических войн германских милитаристов, вновь открыто переключается на производство вооружения.
Во главе западногерманской армии становятся бывшие гитлеровские генералы Рамке, Шпейдель, Минтайфель, Кессельринг - те самые фашисты, которые еще недавно были организаторами и соучастниками гитлеровской агрессии против народов как Восточной, так и Западной Европы.
По парижским соглашениям Западная Германия должна создать армию в 12 дивизий. Однако германские милитаристы уже тогда не скрывают, что они не намерены ограничиваться этим и собираются увеличить свою армию сначала до 30, а затем и до 60 дивизий. Таким образом, над народами Европы вновь нависла угроза германской агрессии. Она становится еще более очевидной, если вспомнить, как часто в Западной Германии уже тогда раздаются голоса с призывами к новой войне, к реваншу. Ясно, что гитлеровские генералы, как только будет создана западногерманская армия, не перед чем не остановятся и не поколеблются применить любое оружие против кого угодно, лишь бы попытаться снова завоевать весь мир. «Как только мы будем иметь 20 дивизий, мы будем говорить с французами другим языком», - заявил бывший гитлеровский генерал Адольф Хойзингер.
Эти откровенные высказывания, кажется, должны были бы открыть глаза англо-французским политикам, которые вместе с американскими империалистами возрождают германский милитаризм. Однако правящие круги западных держав вопреки национальным интересам всех народов продолжают политику развязывания агрессивных сил, отвергая все предложения Советского Союза, направленные на обеспечение мира и безопасности в Европе.
Делегация СССР еще в начале 1944 года на Берлинском совещании министров иностранных дел внесла предложение о заключении Общеевропейского Договора об обеспечении коллективной безопасности в Европе. Советские предложения ясны: создать такую систему коллективной безопасности в Европе, в которой участвовали бы все европейские страны, большие и малые, независимо от их общественного строя.
Создание такой системы положило бы конец образованию замкнутых военных группировок, что неизбежно ведет к обострению отношений между странами.
Одновременно претворение в жизнь советских предложений явилось бы важным шагом на пути к объединению Германии, ибо участниками системы коллективной безопасности вначале могли бы стать как Германская Демократическая Республика, так и Германская Федеральная Республика, а в дальнейшем-объединенная Германия.