Центральная тема всей эпопеи Звездных Войн (за исключением третьей трилогии) - это история падения и искупления Энакина Скайуокера. Разумеется, приквелы должны были показать нам историю перехода вьюноши со взором горящим на Темную сторону, но переход оказался неубедительным и весьма поспешным.
Сегодня мы поразмышляем - а мог ли Энакин, если судить по тому, что нам показали в фильмах, не стать Дартом Вейдером? Что именно привело его во тьму?
Ещё о ситхах в ЗВ:
Как джедаи поняли, что Дарт Мол - ситх?
Сколько настоящих ситхов нам показали?
Штурмовики - ситхи (и обзор всех штурмовиков из фильмов)
Вообще, конечно, Энакину в любом случае было бы очень трудно остаться на светлой стороне, с учетом того, что его искушал самый могущественный ситх вселенной.
Но при этом, на мой взгляд, ключевыми вехами его перехода на темную сторону стали смерть Квай-Гона, любовь к Падме и смерть матери. Разберемся с каждым из этих событий по отдельности.
Как смерть Квай-Гона повлияла на Энакина?
По большому счету, Энакин смог узнать о смерти рыцаря-джедая только после своего возвращения на Набу из космоса. Разумеется, его наверняка крайне расстроила смерть Квай-Гона, но нельзя говорить что смерть джедая повлияла на Скайуокера напрямую.
Куда более отдаленными последствиями этого события было то, что, на мой взгляд, только Квай-Гон смог бы обучить Энакина путям Силы. В пользу этого варианта говорит то, что он был весьма неортодоксальным джедаем и смотрел на многие вещи под совершенно неожиданным углом.
При этом, Избранных нельзя учить по общепризнанным канонам, они слишком необычны для того, чтобы подчиняться правилам.
И, при всем уважении к Оби-Вану Кеноби, он этого так и не понял.
Любовь - первый шаг во тьму
В топ-5 тупых решений Ордена этот момент не вошел, но на мой взгляд прислушаться к Палпатину и разделить учителя с учеником - это глупо. Ещё глупее, что к Падме приставили влюбленного в неё Энакина.
Я очень сомневаюсь, что Оби-Ван не знал, что Скайуокер питает к бывшей королеве Набу какие-то неопределенные чувства, и тем более, Оби-Ван не мог не знать о том, какое впечатление произвела на его падавана Падме при новой встрече.
Но ведь любовь - одно из запретных чувств для джедая. Особенно такая, какую питал Энакин к Падме - с острым желанием обладать. Как Совет вообще на это решился? Почему он не почувствовал подвох в предложении Палпатина? Неужели Оби-Ван ничего не рассказал Совету? Но почему?
Вопросов больше чем ответов и это пугает. А ведь было достаточно отдалить Энакина от Падме как можно дальше.
Смерть матери
А вот то, что Совет или Падме не выкупили Шми Скайуокер из рабства - это реальный промах сил бобра. Если уж ваш новый ученик питает сильнейшую привязанность к своей матери, то почему бы не обеспечить ей плюс-минус какую-то безопасность?
Зачем нужно оставлять Шми на Татуине - там, где нет Республики, где заправляют криминальные синдикаты и где обитают самые дикие племена ДДГ - тускены?
Если у вас нет денег на выкуп - в чем я серьезно сомневаюсь - так хотя бы обеспечьте её охрану, какой-нибудь незримый контроль, вроде того, что осуществлял Оби-Ван за юным Люком. Думаю, что осознание того, что мать в безопасности, могло бы лишить Энакина страха, что на темную сторону ведет.
Но увы, никто из мудрейших не догадался.
Вывод
Конечно, даже если бы Совет не наделал глупых ошибок при воспитании Скайуокера, удержать того от падения на темную сторону мог бы лишь самый мудрый учитель. Но, к сожалению, он погиб от рук Дарта Мола на Набу, а равного ему в Ордене, увы, не нашлось.
Впрочем, даже оставлять Энакина на Татуине было бы опасно. Дарт Сидиус знал о существовании мальчика и вряд ли бы не нашел его в будущем. При этом, с учетом обучения с детства, юный ситх был бы не просто угрозой для существования Республики - он бы стал её палачом, причем намного раньше, чем это действительно произошло.