Онлайн-сервисы самого популярного банка страны уже прочно вошли в обиход наших граждан. Количество скачиваний приложений мобильного банка достигает миллионов. Это очень удобно, и сотрудники Сбербанка каждый раз рассказывают о преимуществах онлайн-сервисов. Оплатить любую услугу за несколько минут и выполнить моментальный перевод денежных средств можно благодаря онлайн-сервисам.
Все мы знаем, что если следовать простым правилам безопасности, то вероятность стать жертвой мошенников заметно снижается. Об этом написано много, лишь напомню, что нельзя по телефону сообщать никаких данных. А если звонящий представляется сотрудником Сбербанка, то лучше не продолжать разговор и решить вопрос непосредственно в отделении банка. Но сегодня я хотел бы сообщить о других рисках, о которых почему-то предпочитают не говорить. В неприятную ситуацию могут попасть клиенты, которые знают основные правила безопасности, но становятся жертвами обстоятельств. Рассмотрим на конкретных примерах.
Похитили деньги
Гражданин обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк России», где содержалось требование вернуть денежные средства, которые банк необоснованно перевел с его счета мошенникам. У него был установлен мобильный банк, к которому и привязан счет. В один прекрасный день он получил смс, в котором было указано, что в мобильном приложении прошла регистрация на совершенно посторонний номер телефона.
Начав разбираться, он зашел в личный кабинет и увидел, что в течение нескольких минут с его счета были списаны все денежные средства. Оперативно позвонив в банк, ситуацию исправить не удалось, денежные средства так и не вернули. При этом никакого общения с мошенниками у него не было, никаких данных и паролей он никому не сообщал. Все произошло фактически «на ровном месте».
Женщина – клиент Сбербанка обратилась в суд к банку с требованием взыскать похищенные с ее счета денежные средства. Она пояснила, что хотела установить мобильное предложение Сбербанка, после ввода в поисковике «скачать мобильное приложение Сбербанка» она попала на сайт Сбербанка, но, как оказалась потом, поддельный. Там была ссылка на установку мобильного приложения. После установки мобильного приложения ей пришел код, который нужно было ввести на сайте. После ввода этого кода с ее счета была списана крупная денежная сумма.
Результаты
Оба этих дела, как и множество остальных похожих, выиграл Сбербанк. Суды отказывают клиентам банка в удовлетворении подобных требований. Представитель Сбербанка использовал следующие доводы.
Во-первых, стать пользователем «Сбербанка-онлайн» могут только идентифицированные пользователи, которым присвоен свой логин и пароль.
Во-вторых, Сбербанк обязан выполнять поручение клиента о перечислении его денежных средств. Это предусмотрено договором банковского счета. А подпись клиента обеспечивается вводом одноразового пароля, приходящего по смс.
В-третьих, в договоре банковского счета есть предупреждение, что клиент уведомляется о том, что Интернет является небезопасным каналом связи со Сбербанком. В связи с этим в таких договорах есть фраза «Клиент согласен нести все финансовые риски, связанные с данным предупреждением».
В-четвертых, в договоре указано, что Сбербанк не несет убытки, которые понес клиент банка из-за незаконных действий третьих лиц. Ну и конечно, Сбербанк не будет нести ответственность, если клиент допустил нарушение правил пользования онлайн-сервисом, из-за чего важная информация стала доступна третьим лицам.
Как видим, весьма сильные аргументы, с которыми все суды соглашаются. Тем более, что клиент подписывает договор, а значит, соглашается со всеми его условиями. Да и признаемся честно, далеко на каждый его детально изучает. Таким образом, Сбербанк не будет отвечать в случае потери денег из-за онлайн-сервисов, если только не перечислил деньги без надлежащей идентификации клиента и без подтверждения платежа.
Поэтому стоит подумать, действительно ли вам нужны эти сервисы, превышает ли необходимость в них те риски, которые могут быть.