Ректор НИУ Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов поддерживает инициативу Рособрнадзора о возможной замене аккредитации вузов на систему оценки качества подготовки студентов. По его мнению, существующая система чрезмерна и формальна.
Руководитель НИУ Высшей школы экономики считает, что систему государственного регулирования в образовании необходимо направить на стимулирование внедрения инноваций, на повышение качества и конкурентоспособности образования. По его мнению, действующая система регулирования решению этих задач не способствует из-за своей формальности.
Ректор университета Кузьминов Я. И. предлагает изменить требования к педагогам. Он считает, что на смену преподавателям вузов, не имеющим научных публикаций по своей учебной дисциплине, должны прийти онлайн-курсы.
Ярослав Кузьминов предлагает создать систему, в которой вуз будет обязан замещать те курсы, которые у него читают люди, которые сами ничего не писали по этой теме, качественными онлайн-курсами. По его словам, это решение могло бы стать решающим фактором в деле поднятия качества высшего образования.
В этих целях Минобрнауки и Рособрнадзор должны жёстко принуждать вузы, которые не предоставляют такой возможности своим студентам, включать эти онлайн-курсы, которые читают ведущие учёные, в образовательные программы. Кузьминов Я. И. утверждает, что онлайн-курсы будут эффективнее лекции местного доцента.
Следующее предложение ректора Высшей школы экономики направлено на создание Минобрнауки системы взаимодействия между наиболее сильными вузами-донорами, где будут разрабатываться онлайн-курсы и «вузами-реципиентами». Ректор Кузьминов Я. И. отмечает, что этот подход обеспечит значительный «экономический эффект». Это объясняется следующим:
- вуз экономит свой ресурс, что позволит повысить зарплаты своим лучшим профессорам;
- это позволит финансировать исследовательские проекты;
- экономия может быть направлена на поддержку студентов;
- будет произведена селекция профессорско-преподавательского состава.
Система, предлагаемая Я. И. Кузьминовым, интересна. Она позволяет реализовать единый подход к содержанию образования. Появляется надежда, что вместо образовательных деклараций в форме ФГОС ВО появится качественное содержание образования методологически и методически обоснованное и разработанное. А далее рукой подать до единых учебников. Затем появятся программы одного содержания. После произойдёт конкретизация образования через дидактические единицы. Затем будут сформулированы перечни знаний, навыков и умений.