Найти тему

КНИГА О МУСТАЕ КАРИМЕ

Московское издательство «Герои Отечества» в 2004 году выпустило книгу И. И. Валеева «Мустай Карим: воин, поэт, гражданин».

Появление этой замечательной книги о некоторых страницах жизни и творчества Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, РСФСР и Башкирской АССР, Народного поэта Башкортостана, ветерана Великой Отечественной войны Мустая Карима - прежде всего, большой подарок к его 85-летию, крупное событие в культурной жизни Республики.

Бесспорно, направление и содержание издаваемых этим издательством книг определяется редакционным советом. В его составе – широко известные и заслуженные политические, государственные, военные деятели, ученые – истинные патриоты: В. И. Севастьянов – депутат Государственной думы, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт (председатель); Ж. А. Алферов – действительный член РАН, директор Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, депутат Государственной думы, лауреат Нобелевской премии; В. И. Варенников – депутат Государственной думы, генерал Армии, Герой Советского Союза, президент Ассоциации Героев Советского Союза и России; В. Г. Распутин – писатель, Герой Социалистического труда; Л. М. Рошаль – директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Презентация книги И. И. Валеева состоялась на Книжной ярмарке в Москве. Она состоялась и в Уфе, в Башкирском институте развития образования, перед работниками образования, где присутствовал и сам Мустай Карим. В обсуждении книги принимали участие заместитель министра просвещения М. Б. Юлмухаметов, автор книги, доктор педагогических наук, профессор И. И. Валеев, Народный поэт Башкортостана А. П. Филиппов, автор этих строк и другие.

О своем творчестве коротко, но емко рассказал Мустай Карим, после чего ответил на многочисленные вопросы почитателей своего таланта.

И. И. Валеев среди просвещенцев известен как автор многочисленных книг и статей о школе, нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества. Своей книгой «Мустай Карим: воин, поэт, гражданин» он второй раз обращается к его творчеству. Первую книгу о Поэте он выпустил в 2002 году (Валеев И. И. «Педагогика Мустая Карима»; Уфа, Китап).

Эта книга начинается с предисловия Народного поэта Башкортостана Равиля Бикбаева – «Школа Мустая Карима». Р. Бикбаев высоко оценивает книгу Ильяса Валеева, и не только с позиции сегодняшних реалий, но и с точки зрения на вечные проблемы нравственного воспитания просветителей башкирского народа Мухаметсалима Уметбаева, Ризы Фахретдинова, Мажита Гафури и Шайхзады Бабича.

В конце книги перечислены педагогические миниатюры Поэта. Возможно, их лучше было бы назвать вечными мыслями. Каждая из этих миниатюр может служить темой для беседы, дискуссии, лекции, доклада или статьи.

Книга «Мустай Карим: воин, поэт, гражданин» начинается с раздумий автора об источниках поэзии Поэта. Ильяс Валеев напоминает о феноменальных явлениях, не поддающихся иногда объяснению, когда из отдельных сел и деревень выходит немало знаменитых людей. Для объяснения причин этого явления он обращается к высказываниям В. Смирнова, Сайфи Кудаша, Расула Гамзатова, Дмитро Павлычко, Назара Наджми и других. Все они сходятся в одном: в зарождении поэзии у Мустая Карима, в становлении его выдающимся поэтом большую роль сыграли его родной аул Кляш, окружающая его природа. Не менее важную роль играла и семья. С какой большой теплотой Поэт вспоминает своих родителей, братьев, особенно свою Старшую мать, которая служила нравственным стержнем взаимоотношений в семье. Оказали свое влияние и деревенский быт, и традиции, и его сверстники, и школа.

Уже работая в Министерстве просвещения, я с интересом прочитал выступление Мустафы Сафича на сессии Верховного Совета РСФСР. Он довольно критически высказался в адрес Совета Министров РСФСР за недостаточное выделение средств на школьное строительство, особенно в сельской местности. Я запомнил на всю жизнь из его выступления такие слова: «Ахмет учится в деревенской школе. На уроке он берет учебник и читает: «Наша школа большая, классные комнаты просторные, светлые». Мальчик читает и недоумевает: почему в книге пишут неправду? Их школа старая, классная комната маленькая, окна перекосились».

Поэт не только раскритиковал правительство РСФСР, но и высказал свою боль за плохое состояние материальной базы школ, свое желание, чтобы все дети учились в такой школе, о которой написано в учебнике.

Вскоре Мустафа Сафич заглянул ко мне на работу. Поэта-депутата интересовали школьные дела. Выслушав меня, он спросил:

- Вы бывали в Кляшевской школе?

В Министерстве я работал лишь второй год и сказал:

- Еще не успел.

- Хорошо было бы съездить туда вдвоем, выберите время.

Договорились на воскресенье. Ехали по старой чишминской дороге. Подъезжая к своему аулу, Мустафа Сафич задумчиво сказал:

- Сколько приходилось по этой дороге ходить пешком...

С невысокой Девичьей горы показался Кляш. Проезжая по улице к школе, М. Карим показал место, где раньше стоял их дом.

Школа располагалась в трех небольших деревянных зданиях. Одно из них было в аварийном состоянии. Аул, из которого вышли два Народных поэта Башкортостана, знаменитая певица Фарида Кудашева – и такая школа! За это я почувствовал виноватым себя. Определив место, где будет построена школа, мы отправились домой. Когда поднялись на вершину Девичьей горы, Мустафа Сафич попросил водителя свернуть налево. Вышли из машины. Положив на капот машины книгу «Время - конь крылатый», вышедшую в Москве, на ее титульном листе Поэт написал: «Сабиру Шаяхметовичу Зиганшину. С уважением и симпатией. Мустай Карим, Кляшево, 1972 г., август».

И. И. Валеев пишет, что Мустай Карим, как и миллионы его сверстников, был призван в армию, как только фашисты напали на нашу Родину. Он учился в училище связистов. Затем на фронте командовал взводом связистов. Его подразделение обслуживало артиллерийский дивизион. Получив тяжелое ранение, оказался в госпитале. После – опять на фронт. До конца войны служил журналистом фронтовой газеты. В какие только «горячие точки» он не наведывался по заданиям редакции. Его материалы, стихи печатались во фронтовых газетах. Посылал он их и домой, в Башкирию.

Позже он писал: «Там, на войне, родилось предисловие своего слова. Вольно или невольно я запоминал все, что меня потрясло, не думая о том, что, может быть, когда-нибудь все это смогу описать… если останусь жив».

Поэт остался жив, преодолев после войны тяжелую болезнь благодаря силе духа и молодому профессору – хирургу Л. К. Богушу, который за два года трижды оперировал его и тем самым фактически спас. В книге приведено трогательное письмо Поэта, написанное спустя годы своему спасителю, ставшему уже академиком.

Мустай Карим, вспоминая свое стихотворение «Комсомольский билет», опубликованное еще в 1938 году, писал: «Оно дорого еще потому, что через четыре года после его написания, в 1972 году, в бою под Мценском вражеский осколок пробил мой комсомольский билет и писательское удостоверение. Об этом я позже написал стихотворение «Три дня подряд».

Песню на его слова «Осонсо кон тоташ кар яуа» в исполнении Фариды Кудашевой никто спокойно слушать не может. Она затрагивает и тревожит души слушателей, особенно бывших фронтовиков. Некоторые из них и сегодня в своем теле носят вражеские осколки.

После выздоровления у Мустая Карима появляются все новые и новые стихи, повести, драматические произведения. Они издаются не только на башкирском, но и на русском и других языках. Его пьесы ставятся в десятках театров. Он удостоен самых высоких знаний и государственных наград. С каждым годом возрастает его популярность. Его творчество стало широко известно на всю страну.

Когда отмечалось 60-летие Поэта, я отдыхал в санатории. Оттуда прислал юбиляру телеграмму. В день его рождения Крымское телевидение организовало замечательную передачу о творчестве Поэта, подготовленную преподавателем литературы одной из симферопольских школ, заслуженной учительницей Украинской ССР. В передаче принимали участие и учащиеся. Они читали стихотворения Мустая Карима.

В конце 1984 г. с группой председателей экономически состоятельных колхозов мы три дня находились в Белгородской области. Цель поездки - изучение опыта школ-комплексов, которые там создавались. Школа-комплекс больше соответствовала целям гармонического развития учащихся. Каждый ученик занимался по два часа два раза в неделю в одной из этих школ.

Мы побывали в ряде школ-комплексов. Беседовали с директорами школ, председателями колхозов, посещали занятия. Особенно большое впечатление на нас оказали Бессоновская школа и колхоз им. Фрунзе. На уроке литературы в 9-м классе состоялась интересная беседа. Меня интересовало, знают ли учащиеся башкирских писателей. Оказалось – знают. Они назвали Мустая Карима, других писателей, их произведения. Одна ученица даже прочитала наизусть стихотворение «Я – россиянин». «Мне очень нравятся патриотические чувства поэта, его проникновенное понимание дружбы народов», - объяснила она свой выбор.

И. И. Валеев отмечает, что Мустай Карим в своих произведениях не создавал батальных сцен, его больше интересовали чувства, мысли, думы воинов, их взаимоотношения. Свою мысль автор подкрепляет высказываниями и других известных писателей. Один из драматических эпизодов войны послужил Мустаю Кариму позже сюжетом для повести «Помилование».

Мустай Карим подчеркивает, что неизменными помощниками подвига бойцов служили дружба между ними, взаимная помощь, снисходительное отношение даже к пленным.

Он вспоминает свою беседу с немецким шахтером в ФРГ, который оказался в плену. Пленных на работу сопровождала девушка с винтовкой. Однажды она разрешила им ехать на трамвае, хотя и не полагалось. Когда вошли в трамвай, они увидели мальчика, который держал в руке два мороженых. Шахтер выпросил одно у мальчика, и пятнадцать человек по очереди попробовали его. Сопровождающая их девушка отвернулась к окну и заплакала. У рассказчика тоже по щекам катились слезы.

Народная мудрость гласит: «Назови своих друзей, и я скажу – кто ты». Естественно, что Поэт с большинством башкирских писателей в самых дружеских отношениях, многим оказывал всяческую помощь. Он подружился и с выдающимися поэтами, писателями, мастерами искусства страны. Вот лишь некоторые их имена: Расуль Гамзатов, Кайсын Кулиев, Чингиз Айтматов, Михаил Дудин, Николай Атаров, Николай Асеев, Давид Кугультинов. В книге приводятся восторженные слова в адрес Мустая Карима.

Хочу привести еще один пример. В июле 1987 г. мы с женой «дикарями» отдыхали в Юрмале. Возвращаясь с пляжа в гостиницу, мы увидели Чингиза Айтматова. Ни на кого не глядя, в задумчивости писатель шел в нашу сторону. Когда он приблизился, я сказал:

- Салям, Чингиз Терекулович!

От неожиданности он даже вздрогнул, улыбнулся и ответил:

- Салям, салям! – и спросил: - Откуда приехали?

- Из Башкортостана.

Лицо его озарилось радостью, и он воскликнул:

- О, из республики Мустая!

Он поинтересовался, знаком ли я с Мустафой Сафичем...

Книга «Мустай Карим: поэт, воин, гражданин» иллюстрирована фотографиями, где Поэт запечатлен с выдающимися поэтами и писателями, мастерами искусства, своими родными.

Автор поступил совершенно правильно, включив в книгу избранные стихи, статьи, беседы, речи, интервью Поэта. В его статьях и интервью периода перестройки и реформ – твердая позиция, принципиальная оценка последних событий: разрушения СССР; высказываний отдельных писателей и политиков о губернизации России; об упразднении статуса национальных республик; о несовершенстве закона избирательной системы, когда отдельные люди, жаждущие власти, выдвигают себя кандидатами в депутаты, даже в Президенты с целью разграбления природных ресурсов, принадлежащих по праву народу.

Я являюсь почитателем литературного таланта Мустая Карима. Стараюсь не пропустить ни одного его нового произведения, журнальной или газетной статьи.

С большим вниманием и интересом прочитал новую книгу о Мустае Кариме, отдельные страницы – два-три раза.

Ильяс Валеев, умело используя наиболее значимые фрагменты из произведений Поэта, из его богатой биографии, а также из высказываний его друзей – выдающихся поэтов, мастеров искусства, почитателей его таланта, создал замечательный литературный портрет нашего современника, выдающегося поэта, классика башкирской литературы, патриота Мустая Карима.

После прочтения книги я ощутил, что будто заново прочитал все его произведения, вспомнил встречи и беседы с ним, его слова: «Я пишу для добрых людей, чтобы они стали еще добрее, а другие с них брали пример».

Своей замечательной книгой о Мустае Кариме, выпущенной в московском издательстве «Герои Отечества», Ильяс Иштуганович совершил гражданский подвиг. На мой взгляд, за свою книгу он заслуживает присуждения ему государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева.

Сабир ЗИГАНШИН.