622 подписчика

Виктор Васнецов. Художник и его "путь к свету"

819 прочитали
В. Васнецов. Триптих "Радость праведных о Господе". Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. (1885-1896)
В. Васнецов. Триптих "Радость праведных о Господе". Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. (1885-1896)

В 1885 году Виктор Васнецов предложил свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира.

Он создал несколько композиций и фресок, однако не остановился на этом.

В том же году, после путешествия по Европе и, в частности, по Италии, где художник наконец познакомился с искусством художников Возрождения, он приступил к созданию эскизов для монументального триптиха, посвящённого радости людей, вступающих в Царствие Божие.

Левая и правая части триптиха носят название – "В преддверии рая", центральная часть – "Торжество ангелов".

В левой части мы видим большое скопление людей.

Это праведники, идущие на встречу с Господом.

Почти все они одеты в сверкающие белые одежды – согбенные старцы, зрелые мужи и юные девушки...

Лица их светлы и исполнены радостного ожидания.

В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Преддверие Рая". (1885-1896)
В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Преддверие Рая". (1885-1896)

На переднем плане, ближе других к венценосным ангелам, мы видим разбойника.

На плече у него лежит тяжёлый крест, но он будто не замечает своей ноши...

В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Не замечает он и того, что одет в рубище, едва прикрывающее его тело.

Взгляд его устремлён вверх – туда, где он видит небесную благодать...

Он стремится к ней, и в глазах его застыли слёзы умиления и искреннего раскаяния.

Это Дисмас, или Благоразумный Разбойник – тот самый, что был распят вместе с Христом.

Уверовав в божественную сущность Спасителя, он получил обещание быть подле Него в Раю.

Около разбойника мы видим седого старца.

В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Он вложил свои пальцы в руку ангела, что готов ввести его в Царствие Небесное.

Это Адам, призванный Господом.

Рядом с ним его жена, Ева, и сын, кроткий и восторженный Авель.

Ева сложила руки на груди; в глазах её – изумление перед Божьим величием.

Позади первой группы мы видим женщину с распущенными по плечам длинными чёрными волосами.

В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Это Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, что первыми пришли ко Гробу воскресшего Иисуса Христа.

В руках у нее – сосуд для благовоний.

В западной традиции Марию Магдалину долгое время ассоциировали с блудницей, что омыла Спасителю ноги слезами и утерла своими волосами.

Страшно смотреть ей на вход в Царство Божие, слёзы выступили у неё на глазах...

Достойна ли она вечного блаженства?

Рядом с ней – седая старуха.

Это Мария Египетская, которая, будучи блудницей, не смогла войти в храм Гроба Господня.

Осознав своё падение, она стала усиленно молиться, и ей был дан такой ответ:

"Если перейдёшь за реку Иордан, обретёшь блаженный покой".

Мария так и сделала...

Перейдя Иордан, она поселилась в пустыне, где прожила в покаянии 47 лет.

Когда её одежда истлела, она покрывалась своими волосами...

Летят над ожидающими входа в Царствие Небесное праведниками невинные детские души. Они даже легче ангелов и столь же прекрасны.

Чтобы не потеряться, малыши держатся за руки...

Позади Марии Магдалины мы видим группу из нескольких женщин.

Это святая мученица София в окружении трёх своих дочерей – Веры,Надежды и Любови.

В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Левая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Будучи вдовой, София с дочерьми покинула родной город и поселилась в Риме.

Там она подверглась гонениям со стороны императора Адриана, который хотел заставить её и дочерей поклониться римским богам.

София отказалась, и тогда Адриан подвергнул Веру, Надежду и Любовь пыткам, которые те стойко перенесли.

На лице Софии мы видим кроткое спокойствие матери, чьи дети пострадали за веру.

Девочки испуганно жмутся к матери и не обращают внимания на приглашающий жест ангела, который хочет ввести их в Царствие Небесное.

Они ещё не осознали до конца, что происходит...

Величие открывающегося перед ними Царства Божьего наполняет их души неясным трепетом.

Центральная часть триптиха показывает нам трёх ангелов, стоящих перед Божественными вратами.

В. Васнецов. Центральная часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Торжество ангелов". (1885-1896)
В. Васнецов. Центральная часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Торжество ангелов". (1885-1896)

Небесная лазурь небес соседствует здесь с блеском солнца, в лучах которого сверкают и переливаются ввенчающие врата золоченные купола.

Тысячи легкокрылых ангелов скользят в прозрачной синеве...

Правая часть триптиха открывает нам все новых людей, стремящихся к вратам Царствия Небесного.

Праведники, мужчины и женщины, сопутствуемые ангелами, с благоговением и восторгом спешат к ясному свету, изливающемуся из небесных врат.

Они воздевают руки или, напротив, молитвенно складывают их на груди...

Кто-то не может сдержать обильных слез.

В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Преддверие Рая". (1885-1896)
В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе" – "Преддверие Рая". (1885-1896)

В центре полотна мы видим прекрасную девушку, поддерживаемую парящими ангелами.

Это святая Екатерина Александрийская, раннехристианская мученица.

В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Не пожелав поклониться языческим богам, она была подвергнута пыткам, одной из которых стали колёса, поставленные таким образом, чтобы при вращении раздробить её нежное тело.

По счастью, спустившийся с небес ангел избавил Екатерину от этих мук.

Однако колёса навсегда остались символом святой Екатерины...

На указательным пальце правой руки мученицы мы видим колечко.

По преданию, после принятия крещения святой Екатерине было видение, в котором Дева Мария вложила её руку в руку своего сына Иисуса.

Так Екатерина стала "невестой Христовой".

Празднично одетая, увенчанная золотым обручем, она действительно кажется нам невестой, ожидающей своего жениха.

Впрочем, лицо ее бледно, а взгляд отрешён.

Слишком велики были страдания этой девушки...

Велика будет и награда за них.

Рядом с ней, также поддерживаемая несущими её ангелами, парит в воздухе святая Варвара.

В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

В руках у неё острый меч – тот самый, которым отец-язычник отсек своей принявшей христианство дочери голову.

Глаза святой Варвары – кроткие и полные напряженного ожидания – устремлены ко входу в Царствие Небесное.

У нижнего края правой части триптиха мы видим пять девушек с масляными светильниками в руках, одетых в белоснежные одежды.

Это мудрые девы из рассказанной Христом притчи.

По восточному свадебному обычаю, жених должен был забирать свою невесту из дома её отца...

Там его поджидали девушки, подруги невесты, с заженными светильниками.

Их целью было провести жениха в дом.

По притче, ожидая прихода Господа – своего жениха, неразумные девушки не захватили с собой масла, и, когда Он пришёл, их лампы сразу же потухли.

Разумные же наполнили свои лампы принесённым с собой маслом и пошли за "Сыном Человеческим"...

В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.
В. Васнецов. Правая часть триптиха "Радость праведных о Господе". Фрагмент.

Подле дев мы видим трех отроков, одетых в заморские одежды.

Это иудейские юноши, находящиеся в Вавилонском пленении.

За нежелание поклониться золотому истукану их приговорили к сожжению в огненной печи.

Однако явившийся архангел Михаил спас юношей.

Рядом с отроками с крестом в руке стоит, всматриваясь вдаль, святой князь Владимир, что крестил Русь.

Над ним – двое одетых в белое юношей: его сыновья, Борис и Глеб.

После смерти своего родителя и с началом княжеской междоусобицы были вероломно убиты старшим братом Святополком...

Храмовые росписи Виктора Васнецова имели огромный успех. Тонкие, лиричные, пронизанные светом, они передавали самую суть христианства...

Однако, как показали исследования первой половины XX века, лица написанных Васнецовым святых, их позы и жесты нельзя назвать строго каноническими.

Они не совпадают с теми образами, что были приняты на Руси.

Известное влияние на живописца оказали полотна Рафаэля и Микеланджело, с которыми он познакомился во время поездки в Италию.

Их мощная и величественная красота резко отличались от тихой печали древнерусской иконописи.

Несоответствие созданных Васнецовым росписей древнерусским образцам вызвали к жизни негативные отзывы.

Кто-то даже называл работу художника надуманной, фальшивой...

Однако нельзя отрицать, что, даже будучи несовершенной с точки зрения соблюдения традиций, она продолжает приковывать наше внимание своим внутренним светом, духовной наполненностью и искренностью чувств изображенных на ней персонажей.

Как же права была Елизавета Григорьевна, жена известного мецената Саввы Мамонтова, назвав эту работу Васнецова его "путём к свету"...

Это действительно так!

Художник решился на эту работу со словами:

"Какое мне дело, велик мой та­лант или мал — отдавай все!"

Однако перед смертью, вновь оценив некогда проделанную работу, художник сказал:

"Я...думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. [...] Моя живопись – это только слабое отражение, притом ещё выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы".

А как кажется вам – удалось художнику передать светлый мир Царствия Небесного и радость, ожидающую в нем праведников?..

Или он воспроизвёл лишь форму, не коснувшись сути?..

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Виктор Васнецов. Витязи земли Русской

Виктор Васнецов. Скука за карточным столом