В этой статье расскажем о наиболее важных, на наш взгляд, произведениях Дмитрия Шостаковича, благодаря которым можно четко проследить его ход мысли и жизненной философии. Ссылки на Яндекс.Музыку будут даны в конце статьи.
Симфония № 10
Самое сложное и глубокое произведение Шостаковича – Десятая симфония. Это итог «летописи трагической эпохи». Симфония иллюстрирует композиторские думы об историческом отрезке, его внутреннюю борьбу и ощущение подлинного страха. Здесь же очень тонко подан конфликт добра со злом, – это противостояние мотивов бесчеловечного марша (советская машина) и мелодии из вступления «Бориса Годунова» Мусоргского (народ). Звучание валторн в третьей части, словно трубы Страшного суда, знаменуют дыхание переломной эпохи (симфония была закончена в 1953 г., – год смерти Сталина). В финале звучит мощная торжественная кода с определяющей темой-автографом (DSCH - ре-ми бемоль-до-си) – наконец-то свет, выход, спасение.
Симфония № 7, «Ленинградская»
«Ленинградская симфония» Шостаковича – музыкальный памятник городу и советскому народу. Мы хорошо знаем «официальную» трактовку произведения. Это симфония об ужасах войны, о нашествии врага на мирную землю, о народной сплоченности, чья сила духа и глубина мысли побеждают страшного агрессора. Но, Шостакович и его творчество, не бывают так просты, поэтому до сих пор не утихают споры об истинном композиторском замысле. Есть распространенная версия, что «тема нашествия», звучащая в первой части, написана задолго до начала войны (примерно в 1937 г.), и символизирует разрушительную машину сталинской власти. Шостакович говорил: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – ненавидел всякий фашизм». Исходя из этого, можно допустить, что «другой враг человечества» для Шостаковича – та самая сталинская система, которая губила все человеческое. Еще интереснее утверждение* Михаила Казиника, который находит в структуре произведения закодированные мотивы гимна партии большевиков, дополнительно подтверждая вышесказанное о том, что и кто являлся для композитора смертоносным врагом.
Струнный квартет № 8
Восьмой струнный квартет Шостаковича довольно невротическое произведение, отражение неустойчивого характера композитора. Сложные гармонические конструкции и какая-то звуковая неровность (неуравновешенность) раскрывают душевное состояние человека-творца, пережившего сталинскую эпоху. С одной стороны это память о парализующем постоянном, непреходящем чувстве страха, с другой – творческая смелость: в партитуре автор кодирует свою правду об ужасах сталинизма. Но если посмотреть на вопрос шире, то станет понятно, что это конфликт индивидуальности и идеологии, в котором нет очевидного победителя, отчего творец впадает в трансцендентный аффект. Напомним, что Шостакович в 1960 году, не являясь сторонником партии, все-таки в нее вступает. Это внутренний надлом, который находит отражение в лихорадочном музыкальном откровении – Восьмом струнном квартете, – в «музыке сломленного человека». Поэтому, я бы сказал, что это внутренний диалог о собственной трусости, где выражено душевное смятение, конфликт бессильной ярости и печального забытья, а не героическое высказывание против тоталитаризма. Письмо** Шостаковича его другу, Исааку Гликману, поможет лучше разобраться в композиторском замысле.
Симфония № 11 «1905 год»
Композиционно симфония рисует нам апокалипсис, место действия которого – Петербург. Это роднит 11-ю с «Ленинградской», где город также был ареной несправедливости, жестокости, тирании и смерти. Это произведение – портрет города-жертвы, но исходя из главной гуманистической концепции Шостаковича, где город = один человек, один человек = весь город, – музыка скорее о всеобщей человеческой жертве перед лицом гиены власти, об обреченной «борьбе со зверем», полем боя которой становится «Город трех революций».
Использование в структуре симфонии революционных песен «Слушай», «Арестант», «Вы жертвою пали» и т. д., для особо чутких слушателей, т. е. ленинградских диссидентов, которым отчасти являлся и Шостакович, играли совершенно другими оттенками, нежели официально принятая коннотация. Здесь Шостакович ловко переворачивает смыслы, которые в ином прочтении рассказывают о тех же ужасах тирании, которые давят личное и уничтожают духовное в человеке. Приятный для правящей партии мотив расстрела демонстрантов 9 января 1905 года во второй части симфонии, он же – мотив подавления венгерского антикоммунистического восстания в 1956 году. Сегодня можно рассматривать эту симфонию как оду всем народным восстаниям против государственной деспотии, как скорбь по всем погибшим в этой борьбе, как песнь, наполненную надеждой для всех политзаключенных...
Симфония № 9
Симфония под номером 9 всегда является неким Рубиконом для любого композитора, а слушатели от такого произведения ждут настоящий музыкальный монумент. Шостакович, словно опережая символическое конечное достижение в виде заключительного шедевра, до этого уже написал глубочайшие и масштабные откровения – Седьмую и Восьмую симфонии. Девятая в сравнении с ними выглядит попыткой «проскочить» мистические веяния, связанные с созданием Девятых симфоний. Он выпускает маленькую симфонию-апофеоз, и это могло означать, что у композитора не осталось творческих, а может быть и физических сил на новую главу симфонического эпоса, по масштабу подобную двум предыдущим симфониям. Это не так. Думаю, что автор пытался напомнить, что на земле есть не только война и Победа, но и неомраченная человеческая душа, а также юмор как спасительная часть жизни. Именно человеку, его способности радоваться, шутить, в конце концов – жить, посвящает симфонию Шостакович.
Девятая симфония – это вздох облегчения, и в этом смысле – подлинная Победа, заключающаяся в возвращении человека к самому себе на исходе великой и всеобщей крови. Это освобождение от долга, который люди вынуждены были платить своему страшному веку. Юмор симфонии символизирует здесь «вражду с историей», а в контексте творчества композитора, – призван поставить под вопрос любой приказ, смягчить жесткость исторического рока. Человеческая личность словно освобождается от оков политической диктатуры.
Ссылки:
* https://www.youtube.com/watch?v=ED3ylL4P2GE
** https://graph.org/Dorogoj-Isaak-Davidovich-04-11
Яндекс.Музыка:
1. Симфония № 10
2. Симфония № 7
3. Струнный квартет № 8
4. Симфония 11
5. Симфония № 9
Еще больше познавательных материалов, в том числе и полные статьи про все перечисленные здесь концерты, а также аудиозаписи в хорошем качестве – в нашем телеграм-канале –https://t.me/classmus