Впервые об этом месте я узнала в 2013 году, когда впервые отправилась на юг нашей страны на машине.
На одном из рекламных щитов я увидела красивый замок, построенный в готическом стиле и надпись - Дворец Ольденбургских.
И вот, спустя шесть лет, мы здесь... Дворец принцессы Ольденбурской. Внучки Николая I и племянницы Александра II и правнучки Жозефины, первой жены Наполеона Бонапарта.
Рамонь стала собственностью царственной династии в 1879 году. Считается, что Евгения Ольденбургская получила имение от своего дяди Александра II в подарок к свадьбе. Но это вовсе не так. Подарок был не проявлением родственных чувств императора к племяннице, а наградой за её заслуги в ходе Русско-турецкой войны на Балканах. Принцесса Ольденбургская не только жертвовала огромные суммы для организации помощи раненым – она контролировала каждую копейку, добилась образцового порядка в работе сестер милосердия и обеспечения госпиталей всем необходимым.
Кроме самого дворца, в усадьбе сохранились Свитский корпус, названный так потому что в нем размещалась свита, сопровождавшая знатных особ, посещавших усадьбу
и въездные ворота с часами швейцарской фирмы «Винтер».
Вход в замок охраняет средневековый рыцарь. Правда стоит он почему-то с внутренней стороны ворот...
Замок принцессы Ольденбургской построен в стиле неоготики. Толстые стены из красного кирпича, стрельчатые узкие окна, 8-угольные башни, отделанные белоснежными зубцами.
Кто был автором проекта дворца неизвестно. В различных источниках упоминаются такие архитекторы как Николай Бенуа, Инроним Китнер, Фердинанд Миллер.
Начиная с 1970 года во дворце идет реставрация. До этого здание не имело постоянного хозяина и не ремонтировалось около 100 лет. У властей Воронежской области не хватает средств на проведение работ. Праправнук русского царя Александра II, принц Майкл Кентский собирался выкупить дворец, однако местные власти не дали добро на эту сделку, поскольку объект является федеральной собственностью. Отказ получила и представительница рода Ольденбургских - Бибиан Дорнер, герцогиня Ольденбургская. Одним из условий на котором она готова была вложить деньги, был переход замка в ее собственность.
Был и российский инвестор. Но он отказался сам, сказав, что не позволит разворовывать свои деньги.
Вот такая грустная история...
На одной из стен большого зала висит гобелен с генеалогическом древом герцогов и князей Ольденбурских.
Одна из сохранившихся во дворце изразцовых печей.
На противоположной стене, в углу вторая печь.
Реставрация продолжается очень медленно, даже не смотря на то, что в руках реставраторов имеется достаточно материалов: от сохранившихся фрагментов плитки в ванной комнате принцессы Евгении, до множества фотографий, на которых можно отчетливо разглядеть детали.
Усадьба в Рамони была излюбленным местом встреч родственников и друзей Ольденбургских.
В разное время здесь бывали императрица Мария Федоровна, сестра хозяйки замка Мария с супругом, греческая королева Ольга, великие князья Петр Николаевич и Николай Николаевич,
великий князь Константин Романов
с супругой Елизаветой Маврикиевной,
герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский (я cначала приняла его за Николая II)
и его супруга герцогиня Мария Николаевна.
Одним из традиционных занятий хозяев имения и их гостей была охота. Для этого в Рамони была оборудована псарня с лечебным и родильным отделением для собак. Охота являлась увлекательным состязанием, азартной игрой, для которой устанавливались свои законы и правила, отводились специальные угодья, обустраивались зверинцы.
В Рамони зверинец располагался за рекой, в лесной чащи.
На первом этаже располагались парадные комнаты – рабочий кабинет, большая гостиная, библиотека, бильярдная. К сожалению нет ни одного полностью восстановленного помещения.
По некоторым сведения, в этой комнате располагался кабинет герцога. Судя по копоти на стенках камина он до сих пор в рабочем состоянии.
В этой комнате стоят большие портреты владельцев.
Хозяйка замка, принцесса Евгения, была неординарным человеком, ярким культурным деятелем своей эпохи, она приветствовала новаторство и активно занималась развитием инфраструктуры района.
Ее полное имя - Ея императорское высочество принцесса Ольденбургская, урожденная княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.
Александр Петрович Ольденбургский - правнук императора Павла I.
Большой камин. Его декор был полностью скопирован дизайнерами с северной башни дворца.
Размер камина позволял жарить убитого на охоте кабана.
Напротив камина, размахнувшаяся на две стороны, лестница из массива дуба. В ее создании не было использовано ни одного гвоздя. Считается, что расчет наиболее комфортных показателей глубины и высоты ступенек производила сама принцесса Ольденбургская. Она хотела сделать лестницу максимально удобной для придворных дам в длинных платьях и других гостей.
Во время реставрационных работ лестницу разобрали, а вот собрать обратно не смогли. Пришлось стягивать болтами. Зачем было разбирать непонятно. Ведь просуществовав более 100 лет, лестница даже не скрипела!
Сохранились большие массивные дубовые двери
Перед дворцом находился величественный фонтан, который не сохранился до наших дней.
Сейчас место фонтана занимает цветочная клумба.
Про Свитский корпус я уже упоминала. К сожалению попасть в него нам не удалось.
Корпус открыт до 18 часов, но последняя экскурсия проводится в 16. Мы на нее не успели.
Я готова была оплатить индивидуальную экскурсию, но...
Формулировка отказа было странной - нет экскурсоводов. И это при том, что прямо тут же сидели как минимум три. Я тоже об этом писала
Единственное, что нам удалось увидеть - герб Олденбургских.
Но не все оказалось совсем уж безнадежным... Спасибо за это неравнодушным сотрудникам усадьбы.
Мы смогли увидеть ту, часть которая была закрыта...
Восточная сторона дворца... Большая терраса, под которой располагается грот. Ступени ведущие в нижний парк.
Веранда, примыкающая к замку была крыта легким хрупким стеклом, с вплетенной металлической проволокой, придававшей ему прочность.
Возможно в этой небольшой нише располагался герб Ольденбургских.
Внизу виднеется первая в России конфетная фабрика, построенная принцессой Евгенией с применением паровых машин. Фабрика получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики.
Собственно наша прогулка была небольшой, так как спуск вниз пока закрыт. А так хотелось заглянуть в грот и прогуляться по парку.
Эта ажурная кованная лестница ровесница замка.
Дарственный камень Бомарзунд. Гранитный монолит весом около тонны пролежал в заросшей канаве больше 30 лет. Он был утерян в 80-е годы прошлого века.
Возвращение «Бомарзунда» заслуга местных школьников: учащиеся рамонского лицея два года собирали информацию о памятнике и вычислили предполагаемое место, где мог лежать монумент.
Недалеко от дворца высится уникальная шестигранная водонапорная башня, украшенная окнами в виде арок. Выполнена башня в том же стиле, что и здание.
Верхний усадебный парк полностью восстановлен. С 2015 года - территория относится к особо охраняемой зоне.
В парке приведены в порядок клумбы, зеленые насаждения, дорожки, по которым приятно прогуляться в любую погоду.
С замком связано много легенд и поверий. Большинство из них связано с мистическими событиями. Например рассказами о том, что кошки в панике бросаются наутек, птицы кричат и неистово машут крыльями, а насекомые обходят замок стороной. Говорят, что и людям здесь становится некомфортно. Не знаю... Я не почувствовала ни мистики ни дискомфорта. Возможно потому, что я об этом просто не знала.
Хотя слухи, что во время Великой Отечественной войны замок сохранился, так как захватчики, узнав, что бывшие владельцы усадьбы имеют немецкие корни, приняли решение не бомбить его. И многие местные жители во время артобстрелов прятались во дворце.
В двух шагах от дворцового комплекса стоит деревянное здание.
Всего в двух километрах от усадьбы находится поместье – Ольгино.
Оно было куплено Ольденбургскими в 1895 году у помещицы Чарыковой. Усадьба стала подарком на свадьбу Петру Александровичу Ольденбургскому и Великой княжне Ольге Александровне Романовой, сестре Николая II.
К сожалению насладиться видом бывшего имения младшей дочери императора Александра III нам не удалось. Мы отправились туда, но попасть на территорию не смогли... Заблудились в трех соснах. К тому же, говорят, что некогда красивейшей усадьбы остались одни руины.
Вот такая получилась у нас поездка.
Не знаю получится ли, но планируем вернуться туда в следующем году.
Надо же посетить Свитский корпус, да и в Ольгино все-таки хочется заглянуть.