В Екатеринбурге завершился V Международный музыкальный фестиваль «Евразия». В этом году он подарил немало премьер и сумел удивить искушенного слушателя. Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса исполнил «Турангалила-симфонию» Оливье Мессиана, композитора, у которого, как говорят, нет последователей —настолько индивидуален и неповторим его язык.
Симфония, считающаяся одним из самых загадочных произведений мирового оркестрового репертуара, исполнялась в России считанные разы: она требует огромного оркестрового состава с большим количеством редких ударных. А ещё в ней звучит уникальный электромузыкальный инструмент «волны Мартено».
Инструмент, на котором играла преподаватель Парижской консерватории магистр философии музыки Натали Форже, был специально привезен в Екатеринбург из Франции. Сольную партию фортепиано исполнял выдающийся пианист Пьер-Лоран Эмар.
Два последних дня фестиваля были не только музыкальными – впервые прошел симпозиум, в котором приняли участие более тридцати делегатов из девяти стран мира.
Руководители крупнейших концертных залов, первые лица ведущих концертных агентств, представители экспертного сообщества, специалисты в области строительства. Ничего удивительного: темой симпозиума стало «На пути к новой филармонии: концертный зал нового времени».
Уникальный концертный зал, спроектированный всемирно известным архитектурным бюро Zaha Hadid Architects (Великобритания), пока существует только в виде проекта, но своим внешним видом и техническими характеристиками уже привлекает внимание специалистов и музыкантов всего мира.
Заместитель директора бюро Кристос Пассас и инженер-акустик компании Marshall Day Acoustics (Новая Зеландия) Питер Экстон, отвечая на вопросы слушателей, настаивали, что этот зал станет лучшим залом в России.
В этом году как никогда была насыщена и интересна программа «Евразии»: оригинальные «предконцертные настройки» для слушателей, на которых искусствоведы объясняли сложные моменты, беседы с гостями и автограф-селфи-сессии для поклонников, арт-дуэль художников, анонимно представивших на суд зрителей свои работы по теме фестиваля «Песни любви и смерти».
Кстати, волны Мартино в произведениях Мессиана звучат вот так.
Международный фестиваль «Евразия», инициатором и организатором которого выступила Свердловская государственная академическая филармония, в пятый раз проходил в столице Урала.
На сцене Большого зала Филармонии свое искусство представили музыканты из России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Трижды на фестивале выступил Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса, художественного руководителя «Евразии».
Фестиваль задуман как масштабный проект, опирающийся на диалог культур Восточной и Западной цивилизаций.
Крупнейшим его событием стало первое в России полное исполнение «триптиха о Тристане» выдающегося французского композитора ХХ века Оливье Мессиана.
«Идея фестиваля возникла благодаря расположению нашего города на границе Европы и Азии. От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться. Татаро-монгольское иго в культурном смысле было многовековым контактом двух цивилизаций, двух философий, двух ментальностей. Сколько в нашей ментальности от западной цивилизации, а сколько от восточной? Я глубоко убеждён в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечатка на национальные архетипы. Даже то, что «русские долго запрягают, но быстро ездят», вероятно, кореллирует с медитативностью восточной культуры. И, конечно, очевидны интонационные контакты в музыке – Россия всегда пребывала в состоянии диалога между Востоком и Западом: в своих произведениях это отразили и Глинка, и Бородин, и Балакирев, и Римский-Корсаков, и многие другие композиторы. Так называемый «русский восток» – очень важная часть нашей культуры», — рассказал Лисс.
Идея взаимопроникновения культур, о которой говорит маэстро, с первого же фестиваля находит отражение в его афише на нескольких уровнях: речь и о выборе исполнителей, и о составлении концертных программ, и о фестивальных спецпроектах с участием музыкантов из стран Азии, и о заказе новых сочинений.
I Международный Евразийский фестиваль состоялся в 2011 году и был посвящен 75-летию Свердловской филармонии. Важнейшая часть фестивальной программы – российские, европейские и мировые премьеры сочинений, многие из которых написаны по заказу «Евразии».
Уральский симфонический оркестр, в конце ноября только завершивший свои гастроли по городам Европы, с аншлагами встретили Австрия, Германия и Люксембург, о чём Zames сообщал ранее.
Гастрольный тур состоялся под эгидой «Русских сезонов», масштабного отечественного проекта, имеющего целью познакомить западную публику с главными действующими лицами современной русской культуры.