Найти тему

Как я под новый год за одну ночь тысячу двести долларов заработал

Дело было в конце 95-го, за пару дней до нового года. Работал я руководителем художественного кружка во дворце культуры, и под новый год меня попросили организовать строительство снежного новогоднего городка. В процессе организационных мероприятий выяснилось, что именно меня озадачили этой работой по причине разногласий с прежними строителями подобных городков - попросту говоря, их обманули, не заплатив денег, и они наотрез отказались впредь "сотрудничать" с нашим отделом культуры, а я человек, по мнению начальства, подневольный, можно не церемониться. Ну что ж, кто предупреждён, тот вооружён, и я решил составить такой договор, который надёжно защитил бы меня от мошенничества со стороны начальства.

Когда я заикнулся о договоре, мне предложили заполнить уже готовый бланк, в котором были перечислены права и обязанности сторон, а именно - мои обязанности и права заказчика. Об обязанностях заказчика и правах исполнителя там не было ни слова. Я составил свой договор и распечатал его в соседней конторе. По внешнему виду он был похож на тот бланк, что дали мне для заполнения, а поскольку компьютеров и принтеров тогда почти ни у кого не было в нашем городке, никому и в голову не пришло перепроверить этот договор на предмет исправления текста. Составлен он был справедливо - в обязанности заказчика входила подготовка утрамбованных блоков из чистого снега не менее чем за две недели до срока сдачи объекта, и он имел право расторгнуть договор с исполнителем, опять же, не менее, чем за две недели до установленного срока сдачи. Мои обязанности - сделать скульптуры из снега, и права - скульптуры могут не соответствовать эскизам, если качество блоков не соответствует оговоренному - не утрамбованы, снег грязный, неоднородный и т.д. В случае несоблюдения условий заказчиком, он выплачивает исполнителю полную стоимость за потраченное время и усилия. Подписали не глядя.

Снега они не привезли, якобы зима не очень снежная - и это в сибирском таёжном краю! Я предложил вырезать скульптуры изо льда за ту же цену, и лёд даже привезли, но ночью трактор под присмотром милицейской охраны "нечаянно" проехался по этому льду пару раз, и я понял, что деньги, выделенные на городок, никто мне отдавать не собирается. Срок сдачи объекта - 28 декабря, и только утром 27-го по моему настоянию наконец-то набили снегом огромный контейнер размером с одноэтажный дом, под скульптурную группу Новогоднего чаепития. Снегом - это так, условность, на самом деле это был заснеженный мусор, и когда вечером сняли опалубку, куча наполовину развалилась и из неё торчали толстенный стальной тросс и пара-тройка шпал. Мы с друзьями за ночь честно обработали эту кучу согласно эскиза, и в ней даже можно было угадать, что это кто-то делает что-то, сидя на чём-то. Были ли это дед Мороз со Снегуркой и зверушками? Хм-м, трудный вопрос ...

Утром 28-го приёмная комиссия в брезгливым видом забраковала "скульптуру", простые горожане с диким восторгом фотались на её фоне и радовались этому бесплатному цирку, а я имел пренеприятнейшую беседу с начальником отдела культуры. Он перечитывал договор, ища лазейку, закатывал истерики с криками "да меня за дурака сочтут, если я тебе заплачу", пытался уговорить на скидку и надавить на жалость, ведь он жене уже пообещал машину купить, пугал, что суд будет на его стороне... В итоге мне всё-таки заплатили в этот же день, поскольку в договоре была прописана пеня за задержку оплаты. Правда, высчитали 13% с этой суммы, хотя в договоре была указана чистая сумма, без вычетов, но я и этому был рад - на руки получил 7 200 000 (семь миллионов двести тысяч) неденоминированных рублей, а это 1200 баксов при тогдашнем курсе в 6 рублей. Деньги мне выдавали, как грабителю, пригласив пройти за ними без очереди, и сначала демонстративно пытались пропихнуть кучу денежных пачек в окошко кассы, а потом мне пришлось за ними пройти внутрь и вынести охапкой на руках, как дрова - мешок я не догадался взять, а неденоминированные миллионы - это большой объём. Ещё минуту назад весёлые в предвкушении зарплаты бабушки вахтёрши, гардеробщицы и уборщицы, стоявшие в очереди за своими грошами, поникли, увидев, как мне без очереди вручили кучу денег - мне было стыдно перед ними, но я-то знал, что это деньги не бюджетные, а спонсоров.

Расплатился и с друзьями за помощь, и купил свой первый комп - 486 dx4-100, стоил он ровно 1000 долларов. А начальник купил себе красный подержаный Москвич 2141 вместо вожделенной иномарки )))