6,6K подписчиков

Критерии научных исследований по Леонардо да Винчи

Данная статья относится к Категории: Методология науки

1. Изображение krystianwin с сайта Pixabay
1. Изображение krystianwin с сайта Pixabay

«… Леонардо, по всей видимости, достаточно точно представляет своих оппонентов. Он не только фиксирует сложившееся отношение к себе, но и строит предположения относительно того, какую реакцию может вызвать его научная деятельность, тут же вступая в спор.

Противопоставляя чуждой ему по методу исследовательской практике истинные, как ему кажется, критерии, Леонардо настойчиво выдвигает свою систему ценностей. Прежде всего отметим, что в его полемике, часто даже в одной записи, переплетаются научно-методологические, личностно-психологические и бытовые мотивы.

Выделим несколько самых существенных оппозиций, на которые указывает Леонардо, сопоставляя результаты собственных и чужих исследований.

Прежде всего Леонардо лишает адептов обманчивых, умозрительных наук личностности и своеобразия.

Всё, что они говорят, не принадлежит им, а взято из чужих трудов (trombetti е recitatori).

2. Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека
2. Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека

И в этом аспекте противопоставление «своего» и «чужого» перерастает в трактовке Леонардо в противопоставление «нового» как результата собственных усилий и «старого», уже известного, как естественного следствия ориентации на давно сделанное. Леонардо подчёркивает, что он изобретатель, а его критики - нет (non inventori).

Основную причину этого он видит в том, что его оппоненты в своей учёной практике игнорируют опытное исследование. В связи со ссылкой на опыт как необходимую стадию на пути к истине Леонардо выдвигает несколько противопоставлений.

Во-первых, опыт противопоставляется авторитету как новая истина - традиционно господствующим заблуждениям.

Во-вторых, опыт как главный метод научного поиска противопоставляется «воображению» (imaginazione), «измышлению» (mentalita), «бредням» (sogno).

В-третьих, опыт как первоисточник знания, как познание причин и основ противопоставляется книгам, сочинениям различных авторов - вторичным, отражённым и часто извращающим природу источникам.

В-четвёртых, опытное исследование как нечто реальное, как конкретное дело, ведущее к открытию нового, противопоставляется словесному звону диспутов, спекулятивным рассуждениям как научной фикции, как пустоте (реальный предмет и его зеркальное отражение сравниваются как «нечто» и «ничто»).

3. Памятник Леонардо в Амбуазе
3. Памятник Леонардо в Амбуазе

Наконец, в-пятых, опытное исследование противопоставляется книжному как надлежащим образом организованное изучение случайному, бесструктурному («одеты в случайное», «похожи на стадо»).

В полемике, которую ведёт Леонардо, с идеей опыта связано несколько оппозиций. Опыт взывает к ingegno (В текстах Леонардо термин «ingegno» можно трактовать и как «искусность», «одарённость», и как «творческую способность» - Прим. И.Л. Викентьева), а авторитет - к памяти (memoria).

Но, как считает Леонардо, «хорошая учёность родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, больше будешь хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования». Совершенно понятно, что линия авторитет-память-учёность ведет в лагерь его противников, а дарование-опыт-разум присваивается самим Леонардо.

Особую неприязнь (чтобы не сказать ненависть) питает Леонардо к слову, но, разумеется, в совершенно определённых его ипостасях, прямо связанных с особенностями деятельности враждебных ему интеллектуальных групп. Он выступает против самоценного слова, разукрашенного пустой риторикой, против бесплодных диспутов, против слов, ведущих родословную от древних споров и прикрывающих творческое бесплодие его сопернике. Иначе говоря, против пустозвонства, подменяющего собой поиски достоверного знания.

4. Анатомическое исследование руки (1510)
4. Анатомическое исследование руки (1510)

Леонардо считает, что истинная наука (vera scienza) должна «наложить молчание на языки спорщиков», что последовательно и конкретно проведённое исследование неизбежно приводит всякое возражение к «разрушению» и вечному молчанию и даёт возможность «мирно» наслаждаться результатами. Например, никто же не будет возражать, полагает Леонардо, что в треугольнике сумма углов не может превышать 180°.

Таким образом, ещё одной линией является точность исследования - ясность и убедительность его результатов - бесспорность их принятия («вечное молчание»), противопоставляемые нелепости, питающейся сновидениями и рождающей спорность (обманчивость)».

Петров М.Т., Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса, Л., «Наука», 1982 г., с. 114-115.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Изображения в статье

  1. Изображение krystianwin с сайта Pixabay
  2. Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека, Автор: Леонардо да Винчи - Leonardo Da Vinci - Photo from www.lucnix.be. 2007-09-08 (photograph). Photograpy:This image is the work of Luc ViatourPlease credit it with: Luc Viatour / in the immediate vicinity of the image. A link to my website is much appreciated but not mandatory.An email toViatour Luc would be appreciated too.Do not copy this image illegally by ignoring the terms of the license below, as it is not in the public domain.If you would like special permission to use, license, or purchase the image please contact me Viatour Luc to negotiate terms.More free pictures in my personal gallery[Note: this is in the public domain, despite the photographer's contradictory claim. Any use is permissible, and no credit to the photographer is necessary.]Nikon case D80 optical Sigma 17-70mm F2,8/4,5 Macro, Общественное достояни
  3. Памятник Леонардо в Амбуазе, Автор: Владимир Шеляпин - собственная работа, CC0
  4. Анатомическое исследование руки (1510), Public Domain