История появления первого советского мультфильма

150 прочитали

Вы можете себе представить свое детство без мультфильмов? Или детство ваших детей без мультфильмов? Только вообразите, что каких-то 100 лет назад мультипликации не существовало!

Давайте перенесемся в 1924 год*. Кабинет ректора Техникума кинематографии Василия Сергеевича Ильина.

Вы можете себе представить свое детство без мультфильмов? Или детство ваших детей без мультфильмов? Только вообразите, что каких-то 100 лет назад мультипликации не существовало!

Присутствуют трое:

- Что такое динамическая графика? Вы только представьте, какими беспредельными станут возможности кино, когда туда придут художники! Может быть, не сразу, может быть постепенно, когда будут освоены приемы динамической графики, художник в кино займет доминирующее положение. Будет зреть искусство настолько могучее, настолько покоряющее людей, что изобразительное искусство сегодняшнего дня померкнет!

Эта страстная речь Ильина заворожила его собеседников Зенона Комиссаренко и Николая Ходатаева. Они вышли от ректора, с жаром обсуждая, как подступиться к этому новому, такому манящему и непостижимому искусству.

Все это Николай Ходатаев рассказал своей сестре Ольге, которая в то время преподавала рисование.

- Ну, что же, - сказала она, - надо найти метод оживления рисунков.

Они сидели в большой комнате своей квартиры, посередине ее стоял полированный стол красного дерева.

Вы можете себе представить свое детство без мультфильмов? Или детство ваших детей без мультфильмов? Только вообразите, что каких-то 100 лет назад мультипликации не существовало!-2

- Вот тебе и начало, за этим столом мы начнем свою деятельность энтузиастов по организации динамической графики.

- За пустым столом? А где же материал для работы: бумага, картон, тушь, карандаши, краски, клей и прочее?

- Лиха беда начало! Всё будет, главное верить!

В это время хлопнула дверь на первом этаже и в открытую квартиру вошли Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов. Теперь все были в сборе.

Распределение обязанностей

Было сразу решено, закрепить за каждым участником определенный фронт работы. Николай Ходатаев взял на себя ответственность за тематику предстоящего эксперимента, за поиск художественной формы графики, позволяющей перевести ее в динамику. Ольге Ходатаевой предстояло изучить динамику движения живых и неживых объектов на кинопленках. Зенон Комиссаренко должен был сделать эскизы различных объектов в условиях их движения. Юрий Меркулов, будучи художником из Вхутемаса, взялся обеспечить команду – «чем бог послал»: бумагой, красками, карандашами.

Вы можете себе представить свое детство без мультфильмов? Или детство ваших детей без мультфильмов? Только вообразите, что каких-то 100 лет назад мультипликации не существовало!-3

Решив сделать фильм методом динамической графики, они прекрасно понимали, что в работе им могут помочь только общая страсть и тщеславие мысли о славе первооткрывателей.

Первое разочарование

В то же время на кинофабрике «Межрабпом-Русь» заканчивались съемки и монтаж кинокартины «Аэлита». Администрация студии предложила провести конкурс среди художников, желающих оформить вторую, фантастическую, часть. Николай Ходатаев поехал на студию, чтобы познакомиться с режиссером Протазановым и узнать, что требуется осуществить средствами графики.

Фантастическая тема увлекла всю четверку. Они начала рисовать марсианских жителей и фантастические пейзажи Марса. Уже через неделю была готова целая папка эскизов и набросков по Марсу.

- Хорошие рисунки, - сказал Протазанов, – даже очень хорошие, но… у нас так мало средств, чтобы осуществить их.

«Отсутствием фантазии и смелости в творчестве» назвали этот отказ наши герои. Они не только не отступили от своей идеи, но, напротив, решили делать фильм самостоятельно всем назло.

Идут съемки

В.С. Ильин предоставил для съемок свой кабинет. Впрочем, кабинет - громко сказано. Это был чулан с одной висячей лампочкой, без окон, находящийся под самой крышей.

Съемки рисунков на камеру оказались самой "мучительной" частью эксперимента. Сложность была не только в том, что надо было правильно рассчитать количество фаз движения каждой заготовки и ее частей, но и в самом процессе. В душной комнате, подогреваемой мощными лампами, несчастный оператор, в одних трусах, делал ручкой аппарата один или два оборота по команде, а потом - следующий рисунок. И так тысячи раз.

Свет в чулане горел каждую ночь, что вызывало искренний интерес окружающих. Любопытные пытались заглянуть в щели чулана, чтобы узнать, что же там делается. Но вся работ и ее промежуточные результаты держались в секрете до самой премьеры.

Рождение советской мультипликации

Премьера состоялась в конце сентября 1924 года. На вечере по случаю успешной сдачи дипломных работ студентами Техникума кинематографии присутствовали видные деятели того времени: Протазанов, Желябужский, Пудовкин. Был и Владимир Маяковский. В конце программы состоялся первый показ "фильмочки экспериментальной группы".

Он не обошелся без конфуза. Постоянно заедал проекционный аппарат, из-за чего оценить достоинства динамической графики было сложнее. Тем не менее фильм был восторженно встречен публикой.

Фрагмент мультфильма "Межпланетная революция" (1924)
Фрагмент мультфильма "Межпланетная революция" (1924)

"Межпланетная революция" - так назвали авторы свою сатиру на "Аэлиту" Протазанова - уверенно пробила брешь во всеобщем безразличии к новому искусству. Так благодаря упорству и "тщеславию" четверых энтузиастов родилась советская мультипликация.

* - на материале воспоминаний Н. Ходатаева, написанных им незадолго до смерти.