101 подписчик

Правосудие как основная человеческая потребность

1,2K прочитали

Психологическая переоценка правосудия была резко упомянута во время политического переворота на Фиджи в мае 2000 года. Впоследствии стало ясно, что парламентарии не учитывали идеалы, которые они пропагандировали, не следовали выработанной ими политической стратегии, поэтому они не сопротивлялись, когда их задерживали. Их родственники считали, что внезапное изъятие их близких из семейных кругов не поддается рациональному объяснению.

Травматический опыт имел негативные последствия для эмоционального благополучия молодых и пожилых людей, поскольку почти все люди, кроме самых решительных и стойких, эмоционально выпадали из жизни на несколько недель, пока не восстановили контроль и не сформировали временное правительство. Некоторые семьи чувствовали себя настолько уязвимыми, что были вынуждены оградить свои дома решетками, чтобы защититься.

https://c.pxhere.com/photos/d5/4c/case_law_lady_justice_justice_right_court_scale_sword_contrast-897175.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/d5/4c/case_law_lady_justice_justice_right_court_scale_sword_contrast-897175.jpg!d

Концепция правосудия

Для непрофессионала правосудие можно сравнить с веревкой с уголовными, гражданскими и социальными нитями, которые призваны выдержать напряжение, возникающее в ходе органической жизни любого сообщества. Первые два направления заслуживают ежедневного внимания из-за постоянного парада споров, которые возникают либо между государством, действующим в качестве агента потерпевшей стороны, и предполагаемыми правонарушителями по уголовным делам, либо между самими сторонами по гражданским делам. Третье направление привлекает внимание, прежде всего, во времена гражданских беспорядков, когда возникают серьезные нарушения конституционных, экономических, политических и социальных ожиданий. Нравственные философы, со времен Платона (428-348 гг. до н.э.), давно подчеркивали важность прав человека как необходимого условия для успешной жизни, а политические философы на протяжении веков предпринимали попытки создать общества, в которых эти принципы могли бы воплощаться на практике. Со своей стороны, конституционные юристы разработали правила и положения, обеспечивающие безопасность, позволяющие людям вести свою жизнь с минимальным беспокойством и в то же время выполнять свои обязанности перед обществом в целом.

Психология нравственного развития, поведения и социальных действий

В психологии правосудие фигурирует в указателе очень немногих вводных учебников, но в умозаключениях оно включено в теории личности, уделяющие внимание индивидуальному сверхэго, классической обусловленности, оперантному обусловливанию, нравственному развитию и групповым нормам. Если говорить более конкретно, в клинической психологии это понятие относится к категории "ценностный конфликтный стресс" в отношении лиц, которые стали настолько отчужденными от общества, что у них развиваются психические заболевания. В редком заявлении, подтверждающем вклад экологических сил в матрицу стрессовых факторов, Саммерфилд (2000) зашел настолько далеко, что сказал

"история показывает, что социальная реформа является лучшим лекарством, для жертв злодеяний, это означает общественное признание и справедливость. Посттравматические реакции - это не просто частная проблема, когда ответственность за выздоровление лежит на человеке, а обвинение в адрес тех социально-политических сил, которые их породили".

Однако в области политической психологии основное внимание уделяется конфликтующим идеологиям и поведению избирателей, которые управляют системами власти и поддерживают их, а не фундаментальным принципам справедливости и прав человека. Аналогичным образом, в судебной психологии правосудие прагматично рассматривается в дебатах о причинах преступности и их устранении без реального решения фундаментальных моральных проблем.

Основные потребности человека

Тема правосудия настолько фундаментальна, что может быть использована для того, чтобы ее можно было истолковать как основную потребность. В этот момент необходимо представить новаторскую работу Маслоу (1954/1987), поскольку он был выдающимся психологом в описании комплексной серии человеческих потребностей, удовлетворение которых он считал необходимым для здорового человеческого развития. По его мнению, он выстроил часто цитируемую иерархию основных потребностей, которая простиралась от физиологических до потребностей безопасности, принадлежности и самоуважения к тем, которые позволяют в конечном итоге реализовать свою жизнь через выражение творчества. Хотя он не включил правосудие конкретно в такой список, он предупредил о последствиях несправедливости. Он назвал правосудие

"почти базовой потребностью",

а справедливость, честность и порядок в кластере - предварительным условием удовлетворения базовых потребностей. Правосудие само по себе включает в себя многие из других упомянутых им предварительных условий и что оно имеет столь огромное значение, что заслуживает включения в его перечень основных потребностей.

Несколько мотивирующих исследователей, продолжая продвигать узкую научно-практическую модель, против которой выступал Маслоу, использовали стандартные психометрические процедуры для поиска необходимых предпосылок для здорового образа жизни. Среди них Харлоу и Ньюкомб (1990 г.) опросили молодых людей с целью выявления их социальных, политических или религиозных убеждений, которые могут повлиять на концепцию справедливости. Они обнаружили, что, хотя

"отношения со сверстниками, семейные отношения, цели в жизни, видимые возможности, удовлетворенность работой и здоровьем"

были основными положительными факторами в иерархии удовлетворенности, "бессмысленность" и "бессилие" были отрицательными. Также, исследователи использовали шкалу событий политической жизни для измерения реакции 540 южноафриканских подростков на расовую политику апартеида. Они подтвердили, что психологический стресс последовал за затяжной кампанией политической несправедливости, и подняли вопросы о

"рекурсивной связи между событиями в политической жизни и индивидуальным участием". (Slone, Kaminer, and Durrheim, 2000)

Несмотря на относительную малочисленность научных и эмпирических исследований, непосредственно связанных с психологией правосудия, есть те, которые поддерживают мнение о том, что данная тема заслуживает подробного рассмотрения. Хотя пренебрежение психологами этой темой до сих пор можно объяснить эпистемологическими причинами, недавно высказанный вариант позволил бы им рассматривать ценности как законную метафизическую область, которая может быть удобно использована для расширения известной модели поведения человека, основанной на принципе "ученый-практик". Если бы психологи взялись за решение интеллектуальных проблем, они смогли бы одновременно составить более реалистичную картину сложных рамок, в которых живут люди, обратить внимание на последствия лишения свободы, а также на ее осуществление, и объединить усилия с другими учеными для утверждения этой концепции, рассмотреть средства защиты от несправедливости и помочь построить более справедливое общество на благо всех его участников.