101 подписчик

Экспрессивист до глубины души: эстетический субъективизм

1,3K прочитали

Когда мы смотрим на произведение искусства, мы не можем не оценить его: оно прекрасно? Хорошо? Оно движется? Это скучно? Когда себе задаются такие вопросы, происходит вовлечение в работу эстетической критики. Эстетические суждения - это всего лишь мнение. Эстетические разногласия являются обычным явлением, а способы их разрешения не очевидны. Художественные эксперты часто поддерживают оценочные утверждения, обращаясь к физическим свойствам - тонкие мазки кисти делают рисунок элегантным, но немногие утверждают, что эти свойства вызывают элегантность в любом произведении искусства. Следовательно, шаг от физического описания к оценке кажется беспринципным. Чем больше предостережений требуется - тонкие мазки кисти в этом, но не в каком-либо другом контексте - тем чаще появляются специальные обращения к физическим свойствам.

https://c.pxhere.com/photos/b0/60/mona_lisa_painting_art_leonardo_da_vinci_artist_portrait_famous_louvre-745882.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/b0/60/mona_lisa_painting_art_leonardo_da_vinci_artist_portrait_famous_louvre-745882.jpg!d

Предварительные исследования объективности

Насколько известно, Соломон, Пруитт и Инско (1984) провели первое исследование эпистемических верований о вкусовых суждениях. Респонденты оценили степень, в которой суждения о цветовых образцах были вызваны самими объектами, по сравнению с внутренним состоянием лица, принимающего решения. Типы суждений были субъективными, объективными или "квазиобъективными", а степень консенсуса (высокая/низкая) в отношении этих суждений подвергалась манипуляции. Как и ожидалось, люди думали, объективные суждения больше связаны с объектом, чем с самим человеком, и демонстрировали обратную закономерность субъективных суждений. Но они также приписывают высокие консенсусные суждения объекту больше, чем человеку, и низкие консенсусные суждения человеку больше, чем объекту. Интересно, что квазиобъективные суждения вызвали промежуточные рейтинги в условиях высокого консенсуса, предполагая, что люди иногда рассматривают субъективность и объективность как регионы на континууме, а не как отдельные категории.

Более поздние эксперименты измеряли, а не манипулировали эпистемическим статусом, присвоенным различным областям суждения. Исследователи просили участников оценить их согласие с суждениями по вопросам факта (например, "Марс - самая маленькая планета в солнечной системе"), морали ("Ограбление банка, чтобы заплатить за дорогой отпуск - это плохая мораль"), общественной конвенции ("Носить пижаму и банный халат на семинаре - неправильное поведение"). Позднее ответчики увидели подмножество решений, с которыми они были полностью согласны или нет. Результаты показали четкую иерархию областей: фактологические суждения получили наибольшую долю объективных ответов, за которыми следовали моральные, условные и вкусовые суждения.

Помимо методологических соображений, картина, вытекающая из литературы, подтверждает, что люди являются эстетическими субъективистами, и недавнее широкомасштабное исследование, проведенное в 19 странах, показало аналогичные результаты. Люди имеют объективистские представления, которые возникают только тогда, когда эстетические ставки выше, чем те, которые они имели в описанных до сих пор задачах. Уже известно, что воспринимаемая объективность этических суждений может быть усилена косвенными факторами, такими как религиозная принадлежность или гуманное представление предполагаемого образа спорящего субъекта. Поэтому было проверено, может ли воспринимаемая объективность эстетических суждений также повышаться посредством экспериментальных манипуляций: во-первых, путем предоставления оснований полагать, что оцениваемые произведения искусства отличаются качеством; во-вторых, путем использования произведений искусства, которые действительно отличаются качеством согласно независимым оценкам. Наконец, путем использования произведений искусства, качество которых действительно отличается в зависимости от самих респондентов.

Обзор экспериментов

В трех экспериментах исследовали убеждения людей об объективности эстетических суждений по сравнению с убеждениями о вкусовых, моральных и фактических суждениях. Участники ознакомились с восемью заявлениями на бланках формы и оценили степень, в которой каждое заявление касается вопросов мнения или фактических обстоятельств. Этот эксперимент о различных типах высказываний, которые делают люди. Некоторые заявления отражали факты, т.е. правдивость заявлений могла быть проверена независимо от того, что думает оратор, в то время как другие отражали вкусы, мнения или предпочтения оратора. Участникам представили ряд утверждений, в которых сравниваются два объекта. Их задача состояла в том, чтобы сказать, отражают ли заявления, которые они видят, факты или предпочтения, или, может быть, что-то среднее между ними. Для каждого утверждения они видели шкалу от 1 до 7. Рейтинг 1 означал, что утверждение является делом вкуса и за ним нет поддающихся независимой проверке фактов. Рейтинг 7 - утверждение является полностью фактом и вкусы и предпочтения не играют никакой роли. Объектами сравнения в области вкуса и эстетики были скорее специфические продукты питания, цвета и произведения искусства, чем неопределенные наборы (жанры, творчество). Шкала оценок, состоящая из 7 пунктов, обеспечивала более чувствительную меру объективности, чем оценка или вопрос.

Эти эксперименты показали, что люди считают эстетические и вкусовые суждения более субъективными, чем моральные и фактические суждения, даже когда контролировали альтернативные объяснения схожих моделей в предыдущих исследованиях. Это неудивительно, учитывая общие афоризмы, такие как различные мазки для разных людей, которые, вероятно, отражают народные верования. Хотя в кросс-культурных и развивающихся исследованиях использовались стимулы, которые, вероятно, препятствовали сильным выводам об эстетике, сходство полученных результатов позволяет предположить, что эстетический субъективизм является нормой, а в недавнем многонациональном исследовании приводятся последовательные результаты.

Еще более удивительно, что приверженность эстетическому субъективизму непоколебима, несмотря на усиливающееся уравновешивающее давление. Люди считали эстетические суждения крайне субъективными, несмотря на то, что одно из этих произведений получило широкое признание и выдержало испытание временем, несмотря на способность оценивать произведения искусства напрямую и независимо от порядка их сравнения (что свидетельствует не только о том, что они путают собственное согласие с утверждением с его эпистемическим статусом). Эту замечательную негибкость можно противопоставить убеждениям об объективности моральных суждений. Эти убеждения отличаются в различных обстоятельствах, и сами суждения также более подвержены ситуационному воздействию в моральной, чем в эстетической области.

Эстетические суждения могут казаться важной частью нашей идентичности, и некоторые эмпирические данные подтверждают эту точку зрения. Они отражают его истинную сущность, потому что они основаны на его способности распознавать закономерности, и поэтому сходство между его собственными и чужими эстетическими суждениями будет значимым признаком сходства в их основополагающих способностях. Люди, которым нравятся одни и те же произведения искусства, "видят мир" одинаково, по крайней мере, на одной сцене. Такая динамика лишь усиливает объяснительную полезность экспрессивизма, поскольку эстетические споры наиболее ожесточены среди участников, которые считают друг друга близкими друзьями, родственниками, членами одной и той же общины. Хотя эти противоречия подпитываются тем фактом, что решения, которые большинство людей считают субъективными, выражаются прямо противоположным языком, они показывают истинные и удивительные различия, даже если такие различия не столько в самих “судьях”, сколько в объектах разбирательства.