Вместо эпиграфа: из «Книга науки хорошо ездить верхом в любом седле» короля Португалии Дуарте (Эдуарда) I Красноречивого.
…Нужно знать, что есть пять способов езды верхом, которые являются основными и от которых все другие производятся.
«Первый способ — в таких седлах, которые требуют, чтобы ноги были прямые, немного продвинутые вперед и твердо опирающиеся на стремена».
Второй способ— целиком опираться на седло, держа ноги прямыми или немного подобранными, не придавая большого значения стременам таким образом, что ноги в них свободно болтаются. И этот способ, как мне говорили, используют в Англии и в некоторых комарках Италии в сёдлах, к которым там привыкли; а сёдла эти бывают разного типа. И у этого способа сила езды в том, что держатся главным образом прямой посадкой и охватывая лошадь в нужное время ногами, всегда опираясь на них, и не придавая большого значения стременам. Тем не менее, мне кажется, хотя устройство сёдел и обычай этого требуют, помощь от стремян, которую можно с пользой иметь, не следует оставлять, даже придавая больше значения охвату ногами и прямой посадке и умея сохранять равновесие тела во всём, что делает лошадь, без использования стремян.
«Третий способ — ездить, твердо опираясь прямыми ногами на стремена, не сидя посередине седла, но получая некоторую помощь от лук».
Четвертый способ езды часто применялся на Пиренейском полуострове — это а-ла жинета, или, по-испански, хинета. Ноги всадника находятся под седалищем, а не впереди, колени согнуты, пятки опущены вниз. Он сидит посередине седла, сжимает корпус лошади ногами и может при необходимости наклоняться вперед.
Пятый способ — это езда без седла или на вьючном седле, у которого нет стремян.
В настоящей статье под посадкой рыцаря мы будем понимать положение его тела при ведении копейного боя верхом.
В предыдущих статьях мы разобрали, что такое рыцарское кавалерийское копье https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/lens-kope-rycaria-matchast-29-kushirovanie-1-5dd2f197f5a25e6c5ca78462#comment_149430652
и как им пользовались, https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/primenenie-kavaleriiskogo-kopia-rycariami-kushirovanie-2-5dd6915c3112ab60c7355ced
а еще ранее я выкладывал материал, в котором анализировал практику применения копья в рамках разоблачения мифа о «Стремянной революции»: https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/stremiannaia-revoliuciia-46-destruktivnaia-mifologiia--1-5dbfd818f557d000b1537ebd
В данной же статье мы рассмотрим вопрос об двух устоявшихся, но недостоверных взглядах на рыцарскую посадку. Он является своего рода «замковым камнем» или передаточным звеном, в рассуждениях революционеров. Когда они пытаются обосновать якобы стремительно возросшую в средние века эффективность тяжелой кавалерии, ссылаясь на таранный удар, а тот, по их мнению, возможен исключительно благодаря специфической рыцарской посадке, которая в свою очередь возможна только благодаря стременам и рыцарскому «ясельному седлу» с высокими луками.
И вот тут начинается интересное: среди сторонников «Стремянной революции», как и у всякой ложной идеи, нет единства во мнении, как конкретно выглядит эта самая «рыцарская посадка». Они делятся на два лагеря:
- «упирателей»
- «привставателей»
которые придерживаются взаимоисключающих воззрений.
Упиратели считают, что перед таранным ударом рыцарь упирался поднятыми и вытянутыми вперед прямыми ногами (некоторые при этом добавляют: разведенными в стороны) в стремена и откидывая корпус, вжимался в заднюю луку, обеспечивая себе прочность посадки в момент сшибки, засчет такой вот распорки.
Привставатели напротив полагают, что перед таранным ударом рыцарь строго вертикально вставал на стременах на прямые ноги, и именно это обеспечивало ему устойчивость. Некоторые из числа привставателей придерживаются несколько иного мнения, утверждая, что рыцарь привставал только в самый последний момент перед ударом противника и самому получить от него удар, что бы противодействовать вражескому оружию своим встречным подаванием корпуса вперед. Наиболее радикальные привставатели и вовсе пишут, что рыцарь привстав на стременах садился на заднюю луку и находясь в таком положении рубил врагов топором или мечом.
Таким образом, чудесные свойства стремян находятся вне сомнения, но относительно того каким путем они проявляются среди адептов нет единодушия.
Давайте рассмотрим почему эти точки зрения ошибочны.
Начнем с концепции «упирателей».
Слово В. Курской автору книги «История лошади в истории человечества»
На средневековых изображениях мы видим скачущих рыцарей, у которых вперед сильно вытянуты ноги и наклонен корпус, а носки провалены в стремена. Именно так долгое время и описывали рыцарскую посадку. В действительности же, если всадник вытягивает ноги вперед, его корпус сразу же отклоняется назад. Эти вещи жестко взаимосвязаны, и сочетать одно с другим физически невозможно. Положение стопы в стремени на изображениях тоже неестественное: если у всадника и возникает необходимость подать ноги вперед, пятка опускается вниз, и в результате создается хороший, ощутимый упор широкой частью стопы на стремя. Если же носок проваливается, то это не только опасно, так как при падении нога может застрять в стремени, но и неудобно: дужка стремени начинает давить на подъем стопы.
Еще одна деталь, важная для понимания и реконструкции особенностей рыцарской посадки, — это шпоры…
Сами по себе шпоры должны усиливать действие шенкеля (внутренней стороны голени всадника) на бок лошади, и для этого они в норме воздействуют примерно на середину бока. Чтобы доставать до нужного места из положения «нога выдвинута далеко вперед», у них должен быть репеек (колющая часть) длиной не менее 30 сантиметров, а то и больше, иначе всадник будет касаться шпорой возле локтя лошади и мешать ей двигаться. Но если посмотреть на сохранившиеся средневековые шпоры, легко заметить, что их репейки намного короче. Следовательно, не будет ошибкой сказать, что посадку всадника, которую мы видим на миниатюрах, можно считать художественным вымыслом.
Однако, В. Курская перечислила далеко не все причины по которым такая посадка для таранного удара не годилась. Дополним:
1)При подъеме и вытягивании ног вперед, туловище отклоняется назад, (большинство упирателей с этим не спорят и как раз трактуют в свою пользу, указывая, что прочность посадки и достигается упором спины в заднюю луку) НО при прижатой к луке седла как к бортику спине, в таком положении, гарантировано смещение позвонков, если не перелом позвоночника, при ударе копья противника в верхнюю часть корпуса.
Если бы седло предполагало упор в него спиной, то следовало бы сделать его высотой со всадника, так что бы при ударе копьем нагрузка распределялась по всей высоте, а не перегибала бы его на излом через бортик.
При откинутом назад корпусе, растянуты мышцы пресса, что крайне не выгодно для сопротивления воздействию спереди, а так же смещается назад центр тяжести, уменьшая устойчивость.
2) При ударе копья противника идущего под некоторым острым углом, рыцарь осаживается назад и вбок. Вытянутые вперед ноги никак не могут противодействовать этому, тем более их давление на стремена создает усилие направленное почти туда же куда и действие вражеского оружия. Поднятые вперед ноги смещают и центр тяжести, что так же не добавляет устойчивости. Особенно кисло придется при разведенных в сторону ногах, поскольку при потере сцепления с конским телом посадка становится еще менее прочной. Говоря проще, при вытянутых ногах даже слабый толчок в сторону выбросит рыцаря из седла, ему просто нечем компенсировать это воздействие.
3) Еще одним минусом посадки упирателей является то, что всадник расположен в седле фронтально и во всю высоту, такое положение наименее подходит как для развития усилия направленного вперед так и противодействия встречному усилию.
Фронтальное положение наименее подходит для противодействию крутящей нагрузке, создаваемой копьем отклоняющемся в сторону после попадания в цель, кроме того увеличивается площадь подставленная врагу поражения.
4) отдельной пикантности ситуации добавляет расположение прорезей для глаз в рыцарских шлемах. Их края отвальцованы так, что видеть впереди себя можно только подав корпус вперед и наклонив голову, т.е. исподлобья. Если же корпус всадника откинут назад, то единственное, что он может наблюдать это небо.
Собственно одного этого аргумента было бы достаточно для того, что бы опровергнуть аргументацию упирателей, поскольку даже самый глупый человек не станет утверждать, что рыцари бились вслепую однако я предпочитаю изложить все слабые места ошибочной точки зрения.
Привставатели.
У этой концепции одно уязвимое место, но как бы в двух лицах и это устойчивость.
- 1) Поднимая зад над седлом всадник повышает свой центр тяжести, что уже делает его менее устойчивым. Более того чем более удалена от промежности, область, которая сжимает бока лошади, тем больше усилий нужно потратить на то, что бы сохранять устойчивость. Боевые седла рыцарей не имели подушек и были очень низкими, такими что рыцарь сидел практически на спине лошади, удобство и комфорт приносились в жертву для того, что бы центр тяжести всадника был как можно ниже,
- 2) Стремена не сбалансированы в двух плоскостях, говоря проще это свободно болтающиеся петли, стоять на них так же твердо как на земле невозможно. Особенно учитывая узкую опору стремени. Сохранение равновесия на свободно болтающихся петлях с узкими опорами сама по себе задача не простая, а учитывая мчащуюся лошадь так и вовсе похожая на акробатику.
Таким образом, привставатели предлагают в момент копейной сшибки, когда требуется максимально устойчивая посадка, сделать все возможное, что бы всадника этой устойчивости лишить.
Привтаватели часто ссылаются на многочисленные свидетельства подъема на стременах всадниками эпохи наполеоновских войн для нанесения более сильного удара саблей.
Не стану отрицать такое действительно было. Это объясняется тем, что поднявшись на стременах и соответственно расположившись выше всадник получал возможность рубить с большим замахом и под более оптимальным углом. Однако при такой рубке усилие передается в вертикальной плоскости, а при копейной сшибке в горизонтальной. И если для всадника наполеоновских войн разумно было пожертвовать устойчивостью ради более сильного удара, то сшибающемуся на копьях рыцарю такой подъем никаких преимуществ не давал. Поэтому экстраполяции позднейших времен к рыцарскому способу боя недопустимы.
Откуда растут корни у этих заблуждений?
И вот тут давайте вернемся к эпиграфу:
«Первый способ — в таких седлах, которые требуют, чтобы ноги были прямые, немного продвинутые вперед и твердо опирающиеся на стремена»,
вкупе с буквальным прочтением ряда иконографических источников, которые показывают положение ног у рыцарей как у байкеров, сидящих на чопперах это порождает заблуждения упирателей.
Апологеты такой посадки выдают желаемое за действительное и игнорируют ряд важных моментов:
- - ноги немного продвинуты вперед, а не вытянуты на всю длину! Немного в данном случае означает такое расстояние на котором удобна работа шпорами с короткими колючками
- - ноги опираются на стремена, а не упираются в них, и более того нет никакого прижимания спины к задней луке засчет упора ногами в стремя. Плотное упирание ног у Дуарте это когда ступня имеет постоянный контакт со стременем в противоположность второму способу, где на этот счет говорится: «…не придавая большого значения стременам таким образом, что ноги в них свободно болтаются».
- - против упирателей выступают и рыцарские седла, которые часто не позволяют в силу своей конструкции вытягивать ноги далеко вперед.
- - иконографические источники и в самом деле показывают нам посадку, которую предлагают упиратели, однако, как писала Курская, это является художественным вымыслом. Я поддержу данную точку зрению и от себя добавлю, что возможно речь идет о следовании канону в изображении. К тому же далеко не всегда всадники изображены с вытянутыми вперед ногами. В нижепредложенной галерее представлены картины, позволяющие в этом убедиться. Справедливости ради надо отметить, что посадка с вытянутыми вперед ногами встречается на изображениях разных столетий и работах разной степени художественной условности, стало быть мы не можем говорить о таких изображениях как несовершенстве изобразительной техники.
Привставатели по всей видимости основывают свою позицию на словах Дурте:
«Третий способ — ездить, твердо опираясь прямыми ногами на стремена, не сидя посередине седла, но получая некоторую помощь от лук»
и черпают вдохновение из специфических комплектов, которые состояли из доспехов и конской упряжи оптимизированных для спортивных боев на копьях на турнире, в которых всадник действительно стоял в специфическом специально изготовленном для такого боя седле.
Однако устойчивость при этом обеспечивалась целой системой дополнительных креплений, а отнюдь не самой посадкой.
Общий недостаток той и другой версий, на мой взгляд, состоит в том, что они переносят особенности посадки для обычной езды на используемую рыцарем для нанесения таранного удара.
Видимо такую же ошибку совершали авторы иконографических источников, изображая всадников в битве в таком положении в каком они наблюдали их при обычной езде и при этом несколько гипертрофируя.
Ближе всего к рыцарской посадке для нанесения таранного удара второй способ, описанный Дуарте —
целиком опираться на седло, держа ноги прямыми или немного подобранными, не придавая большого значения стременам таким образом, что ноги в них свободно болтаются. И этот способ, как мне говорили, используют в Англии и в некоторых комарках Италии в сёдлах, к которым там привыкли; а сёдла эти бывают разного типа. И у этого способа сила езды в том, что держатся главным образом прямой посадкой и охватывая лошадь в нужное время ногами, всегда опираясь на них, и не придавая большого значения стременам. Тем не менее, мне кажется, хотя устройство сёдел и обычай этого требуют, помощь от стремян, которую можно с пользой иметь, не следует оставлять, даже придавая больше значения охвату ногами и прямой посадке и умея сохранять равновесие тела во всём, что делает лошадь, без использования стремян.
Как видно такой способ езды не отличался от посадки античных катафрактов, а значит посадка последних не уступала двум другим способам, иначе как менее пригодный ушла бы в забвение, как к примеру скифская с высоко поднятыми пятками.
Но и он пригоден только для езды, но не копейной сшибки. Та же прямая посадка, о которой говорится не позволит видеть сквозь прорези в забрале шлема.
В следующей статье мы поговорим о реконструкции рыцарской посадки.
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.
Делайте репосты! Deus Vult!
Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!
Яндекс кошелек 4100110526699385