Назовите три книги, которые написал Виктор Гюго.
«Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется». Три гениальных романа, которые знает каждый.
Мой багаж знаний пополнился второй книгой из этого триумвирата – «Человек, который смеется». До этого читала только «Отверженных», но и то, как выяснилось, в сокращенной увлекательной версии. И еще смотрела мюзикл с Хью Джекманом (это любовь любовная!).
«Человек, который смеется» стал первым полноценным произведением, который познакомил с настоящим творчеством Гюго. И оно меня, мягко говоря, не впечатлило.
Огромный исторический пласт
Да, я впервые узнала хоть что-то понятное об истории Англии (кроме войны Алой и Белой розы и того, что там уже 100 лет одна и та же королева): о парламенте, о революциях и возвращении к монархии, об образе жизни англичан, как бедных, так и богатых. Очень много, очень познавательно, очень интересно. У книги огромный исторический бэкграунд, но, черт возьми, как же тяжело это читать, в это вникать. Иногда я перелистывала страницы, на которых были перечислены имена лордов, потому что сил моих просто не было.
Если готовы просвещаться в этом направлении, смело читайте.
Простая сюжетная линия
Повествование ведется параллельно: автор рассказывает о жизни бродячего театра, в который попал человек, который смеется, и о жизни при дворе и королевских интригах. Уже после знакомства со всеми героями в принципе понятно, чем дело кончится.
Интриги нет. Финал закрытый – не дает поводов подумать о судьбе героев, не дает возможности погрустить или расстроиться. Не дает возможности испытать эмоции (а я очень эмоциональная в плане книг).
Многие считают, что «Человек, который смеется» - роман на стыке романтизма и реализма. Да, в нем есть черты и того, и другого. Но мне показалось, что гораздо больше книга похожа на простенькие любовный роман с необычными героями, приправленный интересными фактами.
Спасла роман для меня именно историческая составляющая, вопрос взаимодействия человека и власти, короля и народа. Именно здесь в моей голове появились поражающие мысли, открытия.
Слабость конфликта и недостаток драмы
Но этого, на мой взгляд, Гюго не довел до конца! Линию противостояния героя и государственной машины можно было развернуть, усилить, добавить в нее интриги, какого-то бушующего океана, мощи, содержания. Но автор быстро свернул эту лавочку, вернувшись к любовной драме. Зачем? Я так долго ждала чего-то не ванильно-романтичного.
Многообразие тем
Тем не менее в романе множество вопросов и тем, которые все-таки можно развивать. Есть, о чем подумать. И даже любовная линия с примитивным конфликтом по-своему интересна. Хотя вынесенная мораль, кажется, больше похожа на проповедь.
В общем, не все так плохо, как вы могли подумать. Мысли хорошие есть. Мыслей хороших – тьма. И прочитать «Собор Парижской Богоматери» я собираюсь совсем скоро.
А еще есть фильм французский с Жераром Депардье в роли Урсуса. Но фильм я смотрела давно. И кажется, стоит его пересмотреть.