Найти тему
кино и не только

AHS 1984: Кошмар нам только снится

Изначально планировался заунывный лонгрид, где я, кряхтя, перебираю отсылки к слэшерам 80-х и по ходу дела ругаю сюжет. Лонгрида не случилось, а поругаться можно и так. Посему – держите субъективное мнение.

"Американская история ужасов" дискусионна как манная каша. Пока одни  брезгливо отплевываются, другие с восторгом просят добавки. Каждый новый сезон рождает цунами из мнений "за" и "против", при этом реакция "ну такое" встречается реже всего (делиться вялыми впечатлениями вообще не прикольно).

Как почётный представитель гильдии диванных кинокритиков, ответственно заявляю: 1984 – это именно НУ ТАКОЕ.

-2

Минусы:

🔺 Ставка на стилистику – то, чем грешит 1984 и чем до него грешил "Апокалипсис" (да, мои каламбуры выходят на новый уровень каждый день). Если в Murder house, Asylum и Hotel внешний антураж был буквально вплетён в канву сюжета, здесь он одиноко болтается сам по себе. Есть ощущение, что вся идея с 80-ми притянута за уши, причём притянута халтурно и нехотя, словно припиской на полях распечатанного сценария. Это внешнее ради внешнего, с едва ли не коммерческим расчётом на интерес смотрящего: мол, зрителю стопроцентно зайдёт, потому что ВоСьМиДеСяТыЕ ЛюБяТ ВсЕ. Давненько мы 80-х на экране не видели, да. 

-3

При этом сама атмосфера выглядит нарочито до степени карикатурности. И вроде понятно, что это стёб над эпохой с её залаченными причёсками и нескончаемой аэробикой в цветных лосинах. Понятно, что целью было обыграть, а не воспроизвести, но смотрится всё в итоге как пародия на "Американскую историю ужасов", где американское есть, а ужасов не наблюдается.

-4

🔺 Стиль и юмор – возможно, самые субъективные моменты в оценке. AHS любят за невероятный микс притягательного с безобразным – микс, помноженный на харизму героев и необычные обстоятельства, в которые этих героев затягивают шоураннеры. У AHS есть своя узнаваемая эстетика, которую можно охарактеризовать как "со вкусом, но блевотно". Так вот, в 1984 она отсутствует напрочь (кроме, разве что, той сцены с мясорубкой). Можно ли ругать сезон только за это? Наверное, нет – в конце концов, сериал не обязан угождать ожиданиям зрителя. Тот же "Культ" в своё время шагнул далеко за рамки привычной концепции AHS, поставив во главу угла не маньяка с топором, а ужас повседневности. Но этот шаг оказался в разы удачнее нынешнего – история была целостнее, актёры вывозили, сюжет вырисовывался (какой-никакой).

-5

Что касается шуток и комичного в целом: последние два сезона как будто отыгрываются за предыдущие семь. Каламбуры и какие-то метаприколы воткнуты тут и там, персонажи проговаривают их очень старательно. В паре сцен не хватает, разве что, смеха за кадром. Но от этого скорее грустно, чем весело.

🔺 Невнятные герои – и речь не об отсутствии Сары Полсон, Эвана Питерса и Джессики Лэнг. Хотя, чего греха таить, харизмой именно этих актёров затыкались сюжетные бреши предыдущих сезонов. Персонажи в 1984 откровенно дохленькие (и даже не потому что многие из них реально умерли). Мотивация поступков Брук и Монтаны то и дело проседает, утягивая за собой логику развития событий. Роль главгада, подобно мячику, перебрасывается от Рихтера к Рамиресу, от Рамиреса к Маргарет и обратно (что для классического слэшера, в общем-то, не столь характерно). Весь этот пионербол примечателен тем, что никому из игроков не хочется посочувствовать. И в то же время, никого не получается ненавидеть. Из плюсов: Коди Ферн в роли инструктора по аэробике смотрится куда органичнее, чем в роли Антихриста.

-6

🔺Бесхребетность сюжета – пожалуй, главная претензия к сезону. В нём будто не хватает суперклея, который сцепил бы пёстрые лоскутки происходящего во что-то цельное и более или менее осмысленное. В итоге для хоррора не слишком страшно, для пародии недостаточно смешно. И даже придираться как-то неловко – к стёбу не придираются ведь. Без мистической шелухи с призраками, сатанизмом и временными петлями вышел бы добротный такой слэшер. Но добротным слэшером, по мнению Райана Мёрфи, сыт не будешь – нужно в обязательном порядке изобретать микроавтобус.

-7

Вердикт: несмешная и затянутая история о мести.