101 подписчик

Почему мы иногда хотим побыть одни?

541 прочитал

Существует давняя дискуссия о потенциальных издержках и выгодах одиночества для нашего благополучия. Эти обсуждения сопровождались и зачастую усложнялись постоянным интересом к индивидуальным различиям в социальных мотивах. Основное внимание было уделено конструкциям, связанным с коммуникабельностью, обычно понимаемой как общая тенденция присоединения к другим. Напротив, значительно меньше известно о несоциальности - термин, обычно используемый для обозначения неопасного предпочтения одиночества.

https://c.pxhere.com/photos/d6/15/sunset_peace_solitude_calm_nature_stillness_person_serenity-652631.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/d6/15/sunset_peace_solitude_calm_nature_stillness_person_serenity-652631.jpg!d

Концептуализация и оценка несоциальности

Coplan and Weeks (2010) определили понятие "несоциальности" как

"выражение индивидуальных различий в предпочтениях одиночества и одиночной деятельности",

но предложили три дополнительных пункта для разъяснения.

  • Во-первых, считается, что несоциальность представляет собой стремление проводить время в одиночестве, а не просто терпимость по отношению к одиночеству или необходимости переносить периоды одиночества.
  • Во-вторых, она указывает на мотивацию оставаться в одиночестве, которая отражает положительную привлекательность одиночества для людей.
  • В-третьих, она не относится к желанию уединиться, вызванному социальным страхом или социальной оценкой (например, стеснительность, социальная тревога), печалью или вялостью, необходимостью уединения или как способ избежать неприятных социальных обстоятельств или искать уединения.

Вместе взятые, эти моменты подчеркивают важность представления о том, что несоциальные люди имеют внутреннюю мотивацию проводить время в одиночестве. Это проводит различие между несоциальностью и желанием проводить время в одиночестве, которое может быть вызвано социальной тревогой и социальной анедонией, или возникать в ответ на социальный остракизм, когда время, проведенное в одиночестве, мотивировано внешними причинами.

Последствия отсутствия общественной активности

Предполагается, что по сравнению со своими более коммуникабельными сверстниками люди, обладающие высокой степенью несоциальности, проводят больше времени в одиночестве, в основном потому, что им нравится и они ценят опыт одиночества. Тем не менее, исследователи предупреждают, что могут возникнуть расходы, связанные с пребыванием в одиночестве, независимо от причин. Эти аргументы чаще всего вытекают из представления о том, что люди, которые проводят слишком много времени в одиночестве, упускают многие преимущества социального взаимодействия и отношений.

Например, учитывая, что взаимодействие сверстников вносит важный и уникальный вклад в социальное, эмоциональное, когнитивное и моральное развитие детей, было высказано мнение, что дети, которые проводят слишком много времени в одиночестве, могут отказаться от этого критического опыта. Следовательно, социальная связь рассматривается как основная потребность человека, и неспособность удовлетворить эту потребность может привести к значительной угрозе его здоровью и благополучию. В целом, мы также более счастливы, когда мы с другими, чем когда мы одни. Более того, накопленные данные свидетельствуют о том, что социальные взаимодействия имеют причинно-следственный эффект увеличения положительного воздействия (даже среди интровертов).

Влияние социальной абстиненции

Ученые очертили влиятельную теоретическую модель развития и последствий социальной абстиненции в детстве. Центральным в этой концептуальной структуре является представление о том, что социальная абстиненция (определяемая как частое проявление одинокого поведения в присутствии сверстников) вызывает негативную реакцию сверстников, поскольку нарушает социальные нормы и ожидания в отношении количества и качества взаимодействия.

Время со сверстниками неуклонно возрастает с детства до подросткового возраста. Кроме того, когда в компании сверстников (например, в школе) возрастают ожидания в отношении социальных взаимодействий, связанные с возрастом. Например, одиночная игра довольно распространена в классе дошкольного или детского сада. В контексте раннего образования одинокая конструктивная и исследовательская деятельность детей носит нормативный характер и даже поощряется учителями. Дети младшего возраста также более ориентированы на себя и эгоистичны и могут не обращать такого внимания на своих сверстников, особенно если они играют в одиночку. Однако к 9-12 годам наблюдается, что дети взаимодействуют со сверстниками более 90% времени - во дворе, в школе во время перерыва/обеда. В этом социальном контексте стремление провести время в одиночестве может быть более проблематичным.

Последствия отсутствия общественной активности в различные периоды развития могут быть разными в разных областях. Например, в раннем детстве одиночная игра может иметь более позитивные последствия для когнитивного развития), но более негативные последствия для социального и эмоционального развития. Время, проведенное с "несоциальными" членами семьи, неуклонно сокращается в среднем и более позднем возрасте. Кроме того, одиночество обычно снижается с раннего до среднего и более позднего взрослого возраста, при этом самый низкий уровень наблюдается в возрасте 75 лет, после чего происходит резкое повышение до самого старшего возраста. Предыдущие случаи и последствия одиночества также, развиваются среди пожилых людей. Более того, есть недавние свидетельства того, что время, проведенное в одиночестве, может восприниматься пожилыми людьми как менее негативное.

Наряду с последствиями для развития, возможно, также важно учитывать роль гендера. Социальная абстиненция имеет более негативные последствия для мужчин, чем для женщин, поскольку она нарушает гендерные нормы, связанные с мужским социальным утверждением и доминированием. Имеются, некоторые предварительные эмпирические данные, подтверждающие это утверждение в отношении несоциальности в детстве. Однако может также оказаться, что гендерные различия в последствиях отсутствия общественной активности также могут варьироваться в зависимости от уровня развития.

Также могут существовать существенные различия в значении и последствиях конкретных социальных характеристик различных культур. Исследователи утверждают, что хотя западные страны могут ценить одиночество как автономное выражение личного выбора, многие восточные культуры уделяют больше внимания взаимозависимости и социальной принадлежности. В результате, в коллективистских обществах несоциальность может противоречить культурным нормам, касающимся групповой ориентации, и вызывать более негативную реакцию со стороны других.

Одиночество сопряжено с неизбежными издержками для нашего благополучия. Однако, несмотря на существование трактата, подтверждающего потенциальные преимущества одиночества, остается удивительно мало эмпирических исследований, демонстрирующих прямой положительный эффект от времени, проведенного в одиночку. Дальнейшие исследования подобного рода могут помочь нам лучше понять процессы и механизмы, которые помогают учитывать явно сложные связи между несоциаллностью и социально-эмоциональным функционированием на протяжении всей жизни.