Счастливый Лазарь— получил награду за Лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2018 года.
Фильм рассказывает нам о двух периодах развития итальянского общества.
Общества рабовладельческого и общества социального рабства. А мостом между двумя этими историческими периодами оказывается юноша по имени Лазарь.
События разворачиваются в частных владениях маркизы де Луны, в небольшой деревней Инвиолата, в которой живут крестьяне, не знающие что на смену привычному им рабству, пришла его новая форма, за которую теперь хотя бы платят.
Как только я начал просмотр, мне в голову тут же пришла мысль.
Часто фильмы, отмеченные прикосновением пальмовых ветвей, заставляют совершать над собой усилие даже на этапе принятия решения: смотреть/не смотреть.
У меня эта проблема отпала сразу как я понял одну закономерность, что фильмам, произведённым в той или иной стране, присущ свой стиль. И тот самый «налёт» фестивальности перестаёт быть таковым сразу, как становится ясно, что это просто особенность кинематографа той или иной страны.
Вы верно думаете, к чему я это?
Все просто, моя цель не столько рассказывать вам о фильмах, это вы можете сделать и сами, сколько самостоятельно разобраться в тонкостях мира кино и донести до вас то, что я понял.
«Счастливый Лазарь» не зря вызвал у меня странное чувство с первых секунд просмотра.
Я попытался вспомнить какие фильмы вызвали у меня такое чувство и понял, что это характерное восприятие мной итальянского кино.
Аличе Рорвахер, сразу после премьеры её Лазаря в Каннах, сделали негласным вторым дыханием великого итальянского кино и его новой надеждой на не менее великое будущие.
А она просто снимает то, что её волнует.
Лазарь не стал исключением.
По сюжету фильма происходит нечто необъяснимое. Еще вчера Лазарь живет в 80-х в полном неведении о свободе, а сегодня после падения со скалы просыпается в 2000-х, ни на день не постаревшим. Как и почему это произошло нам не раскусывают, да и зачем, имя мальчика говорит само за себя.
Важнее то, что для всех «освобождённых» из Инвиолаты, ничего не изменилось, не смотря на то, что прошло 20 лет.
Раб остается рабом, получив свободу.
Патрон остаётся патроном, потеряв своих крестьян.
«Гадюка», та самая маркиза де Луна, произнесла фразу: «Я использую их (крестьян), они используют его (Лазаря) и так до бесконечности, этот круг нельзя прервать». На что её сын отвечать: «А что если он никого не использует»?
Так и есть, Лазарь никого не использует, и «радуется, если видит как радуются другие».
Это и оберегает его и губит.
Я намерено не называю Лазаря Чудом, слишком во многих обзорах его так зовут. Я скажу, что Лазарь, это то, к чему человечество не готово.
Чистота, открытость и простота юноши, делают его инородным для тела человечества во все времена, не только в современности. Ему больно, и подобно занозе, оно стремится опутать Лазаря гноем, заразой, пороком и просто выталкивает его за свои пределы.
Оценка: 7,1 из 8,5 пальцев.
#сложнеечемсмотреть